Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Филипп (в миру Федор Степанович Колычев)



Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) - Филипп, святой - митрополит московский и всея Руси, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 г. Принадлежа к одному из знатных боярских родов Московского государства, Федор Степанович начал службу при дворе великого князя. В конце правления великой княгини Елены , в 1537 г., некоторые из его родственников, Колычевых , приняли участие в попытке князя Андрея Старицкого поднять восстание против правительницы и великого князя; одни из них были казнены, другие попали в тюрьму.

В этот самый год Федор Степанович тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь, где, не открывая своего звания, поступил в послушники.

Выдержав продолжительное и суровое послушание, он был пострижен в монахи с именем Ф. В течение одиннадцати лет, до поставления своего в игумены, Ф. вел суровую жизнь простого соловецкого инока, предаваясь физическим трудам и духовным подвигам.

В 1548 г. соловецкий игумен Алексий сложил с себя свой сан и указал на Ф. как на достойного своего преемника.

Житие и другие источники подробно описывают труды игумена Ф. по внутреннему и внешнему благоустройству обители его и его энергичную хозяйственную деятельность, благодаря которой Соловецкий монастырь сделался богатейшим промышленником, культурным центром северного Поморья.

Строгий аскет и подвижник явился образцовым хозяином, выказал большой практический ум, хозяйственную энергию и предприимчивость.

На островах и в поморских вотчинах явились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов.

Так, Ф. устроил сеть каналов между многочисленными озерами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил живой хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведен железный промысел; наконец, Филиппу приписываются разные технические изобретения и усовершенствования в промышленных орудиях и приспособлениях.

В 1548, 1561 и 1565 годах Ф. составил уставные грамоты, в которых определялись подробности управления крестьянским населением монастырских вотчин, порядок распределения и взимания разных государевых податей и пошлин.

Уже в первой половине XVI века Соловецкий монастырь вел обширную торговлю продуктами своей промышленности, преимущественно солью. В 1542 г. царской грамотой ему разрешено было вести беспошлинную торговлю 6000 пудов соли. В первый год игуменства Ф., в 1548 г., право беспошлинной торговли увеличено было на 4000 пудов. В 1551 г. все торговые и промышленные привилегии Соловецкого монастыря были подтверждены, но в 1555 г., по неизвестной причине, у монастыря было отнято право беспошлинной торговли солью и другими товарами.

Взамен царь пожаловал монастырю ряд деревень на реке Суме и соляные варницы по морскому берегу и по островам; все эти варницы были обложены денежным оброком.

В следующем 1556 г., по челобитью игумена Ф. и монастырской братии, денежный оброк с варниц был отменен, "для того, что у них соляной торг оставлен".

Есть известие, что Ф. присутствовал в Москве на Стоглавом соборе в 1551 г. Ко времени вступления Ф. на митрополичий престол выяснилось, что между царем и представителем церкви не может быть единодушия и согласия по двум важнейшим политическим вопросам: о разделении государства на земщину и опричнину и о взаимной измене боярства.

Филиппу это было понятно, и когда 20 июля 1566 г. царь с освященным собором "понуждал" его принять митрополичий сан, он прямо поставил условием своего согласия отмену опричнины.

Это требование сильно раздражило царя; только по челобитью архиепископов и епископов он "гнев свой отложил" и поручил собору епископов добиваться от Ф., чтобы он "в опричнину и в царской домовой обиход не вступался, а на митрополью бы ставился".

Но вместе с тем царь соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это бывало при прежних государях.

Ф. в конце концов покорился царскому слову и увещаниям духовного собора.

Это решение было изложено в особом приговоре, подписанном Ф. и семью епископами.

25 июля 1566 г. новоизбранный митрополит был возведен на престол собором епископов.

Обещая не вмешиваться в политические и личные отношения царя, Ф. сохранял за собой право протеста против всех безнравственных и противных христианскому долгу явлений, которыми сопровождалось и разделение государства на земщину и опричнину, и борьба с мнимой боярской крамолой.

Первый год святительства Ф. прошел спокойно.

Митрополит занимался делами церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве церковь во имя святых Зосимы и Савватия.

Отношения его к царю наружно были вполне благоприятны.

Сам царь, по-видимому, успокоился; неистовства опричнины прекратились.

Новая смута вспыхнула в Москве после того как были перехвачены грамоты от польского короля к некоторым боярам, с приглашением отъехать в Литву. Снова начались казни. Пострадала не только группа бояр, обвиненных в измене; вся Москва была терроризирована неистовствами опричников.

Архипастырский долг заставил Ф. обратиться к царю с увещанием остановить бессмысленное кровопролитие и с ходатайством о помиловании опальных.

Исполняя свой долг, Ф. не нарушал данного им обещания не вмешиваться в опричнину: он протестовал не против известного порядка, а против безнравственных явлений, обусловливаемых этим порядком.

Но царь, угнетаемый манией преследования, уже не в состоянии был различить эти точки зрения.

По логике его расстроенного ума, кто осуждал безобразия опричников, тот хотел уничтожить опричнину, вырвать из рук царя верное орудие борьбы с крамолой; кто печаловался за его врагов, тот "покрывал" их, был за них - следовательно против него. К тому же, по свидетельству жития Ф., среди высшего духовенства были враги митрополита, которые своими наветами раздували в душе царя искру подозрительности, зароненную первым требованием Филиппа об отмене опричнины.

То были: архиепископ новгородский Пимен, сам желавший быть митрополитом, епископы Филофей рязанский и Пафнутий суздальский и духовник царский, протопоп Евстафий, которого митрополит за какой-то проступок подверг запрещению.

Свои ходатайства за опальных и обличения ужасов опричнины Ф. начал в тайных беседах с царем наедине; но они остались без результата.

Тогда Ф. решился на всенародное обличение.

Первое открытое столкновение произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе.

Ф. обратился к царю с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности перед судом Божиим за кровопролитие и беззакония.

Раздраженный этим обличением, царь с гневом требовал от митрополита, чтобы он молчал и не прекословил его царской державе.

По летописному известию, митрополит в этот же день "вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого".

В другой раз, когда царь явился в Успенский собор с опричниками, одетыми в черные одежды и с высокими шлыками на головах, Ф. отказался благословить царя и снова стал обличать его. Царь опять потребовал от митрополита или молчания, или удаления с кафедры.

Хотя Грозный каждый раз приходил в ярость от обличений Ф., твердость последнего тем не менее смущала царя и заставляла его задумываться.

Опричники и враги митрополита не упускали случая вызывать новые столкновения, например 28 июля в Новодевичьем монастыре, когда Ф. упрекнул одного опричника за то, что он стоял в тафье во время чтения Евангелия.

К осени 1568 г. царь решил низложить Ф. В Соловецкий монастырь отправлена была следственная комиссия, составленная из личных врагов митрополита: Пафнутия , епископа суздальского, боярина князя Василия Темкина, андрониевского архимандрита Феодосия, дьяка Митрия Пивова.

Эта комиссия должна была собрать обвинительный материал для привлечения Ф. к соборному суду. Угрозами и посулами комиссия заставила некоторых монахов оклеветать своего бывшего игумена.

Когда комиссия вернулась в Москву, привезя с собой самого соловецкого игумена Паисия и монахов, давших ложные показания против Ф., в начале ноября был созвал собор для суда над митрополитом.

Ф., рассказывает житие, не оправдывался в обвинениях, взводимых на него, и хотел тут же на соборе сложить с себя знаки своего достоинства, но, по требованию царя, должен был оставаться в своем сане до произнесения судебного приговора.

8 ноября 1568 г., во время богослужения в Успенском соборе, туда явился Басманов с опричниками; по прочтении во всеуслышание соборного приговора о низведении Ф. с митрополичьей кафедры, опричники сняли с него святительное облачение, одели в простую монашескую одежду и на дворнях увезли в Богоявленский монастырь.

Спустя некоторое время Ф. был переведен в Староникольский монастырь.

В народе ходили слухи, что царь намеревался окончательно отделаться от ненавистного обличителя, сжечь его живым, как колдуна, затравить медведями; рассказывали также о чудесах, творимых Ф. В это же время шла дикая расправа над близкими к бывшему митрополиту людьми: погибло десять человек Колычевых, родственников Ф.; голова одного из них была прислана к нему в темницу; казнены были многие клирики и митрополичьи дети боярские.

Наконец, Ф. был заключен в тверской Отроч монастырь.

23 декабря 1569 г., во время похода Грозного в Новгород, посланный царем Малюта Скуратов задушил Ф. в его келье "возглавием", т. е. подушкой.

В 1591 г., по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Ф. были перевезены из тверского Отроча монастыря в Соловки и положены в церкви святых Зосимы и Савватия.

Низложение и мученическая смерть митрополита Ф. остались пятном на памяти царя Иоанна Васильевича.

Смыть это пятно, от имени светской власти принести покаяние власти церковной в нанесенном ей оскорблении решился царь Алексей Михайлович . В 1652 г. царь, по совещании с патриархом Иоасафом и всем освященным собором, определил перенести в Москву мощи святителя Ф. В Соловецкий монастырь отправлено было посольство из духовных и светских лиц, с Никоном, митрополитом новгородским, во главе. За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, Никон "от царя посланную грамоту к Ф. митрополиту распечатав, во услышание всем прочел"; в этой грамоте Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину "прадеда" его: "сего ради преклоняю сан свой царский за оного, иже на тя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием".

9 июля мощи Ф. были перенесены в Москву.

Церковное торжество, которым сопровождалось это событие, живо описано самим Алексеем Михайловичем в письме к князю Н.И. Одоевскому.

19 июля мощи были положены в серебряную раку в большом Успенском соборе.

Память Ф. праздновалась всей церковью русской с 1591 года, в 23 день декабря, но с 1660 г. празднование перенесено на 9 января.

Память Ф. празднуется еще 3 июля, когда вспоминается перенесение мощей его в Москву, и 5 октября, вместе с всероссийскими святителями Петром, Алексеем и Ионой. Празднование трем названным святителям установлено в 1596 г.; святой Ф. присоединен к ним в 1875 г. Житие Ф., составленное в конце XVI века, распространено в многочисленных списках.

Большие извлечения из него напечатаны в книге "Начертание жития митрополита Филиппа" (Москва, 1860). См. архимандрит Досифей "Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря" (Москва, 1836); его же "Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429 по 1833 год" (издание 3, Москва, 1833); "Александро-Невская летопись" в III том "Русской исторической библиотеки"; "Сказания князя Курбского" (издание 2); донесение Таубе и Крузе в "Sammlung Russisch.

Gesch." (X, 1, 187 - 241); Н. Барсуков "Источники русской агиографии" (стр. 566 - 575); "Боярский род Колычевых" (Москва, 1886, стр. 77 - 96). Специальные статьи о митрополите Ф.: епископа Леонида в "Душеполезном Чтении" (1861, часть II); Д.А. Валуева в "Библиотеке для воспитания" (1845); Я.М. Уманца в "Древней и Новой России" (1877); М. Кояловича в "Страннике" (1861); С. Рождественского в "Русском биографическом Словаре" (Санкт-Петербург, 1901).

версия для печати

Биография Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) - Великие люди России

Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Алфераки Ахиллес Николаевич Алфераки Ахиллес Николаевичбиография Рюрик (имя русских князей) Рюрик (имя русских князей)биография Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодийбиография Плевако Федор Никифорович Плевако Федор Никифоровичбиография Дуров Лев Константинович Дуров Лев Константинович