Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Филиппов Данило



Филиппов Данило - Филиппов (Данило) - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы.

О жизни и деятельности Ф. исторических сведений не имеется, и то, что известно о нем, заимствуется из преданий хлыстов.

Местом первоначальной деятельности Ф. был Муромский уезд Владимирской губернии.

Здесь, на горе Городине, по легенде хлыстов, Данило Ф. объявил себя "самаофом", "превышним богом" и "богатым гостем".

Он потопил все имевшиеся у него церковные книги в Волге, как ненужные и бесполезные для человека, и объявил, что для спасения человека необходимо соблюдение двенадцати заповедей, которые он получил от самого Бога. Наиболее замечательные из них: 1) Аз есмь Бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих.

Нет другого Бога, кроме меня. 2) Хмельного не пейте, плотского греха не творите.

Неженатые не женитесь; женатые разженитесь.

На свадьбы и крестины не ходите.

3) Заповеди содержите в тайне, ни отцу ни матери не объявляйте.

4) Святому Духу верьте.

Это было, как обыкновенно полагают, в 1631 г. Спустя некоторое время Ф. прибыл в Костромскую губернию стал жить в деревне Старой, в 25 верстах от Костромы, в доме своего брата Федора.

На нового проповедника и на его "божий дом", куда приходили прозелиты Ф., было обращено внимание со стороны властей и других лиц, вследствие чего он мало сидел дома, а больше бродил по соседним местностям - нынешним губерниям Владимирской и Нижегородской, распространяя свое учение.

Впоследствии Ф. перенес свой "божий дом" из деревни Старой в самую Кострому, которая с того времени стала "горним Иерусалимом" и "верховной стороной".

В то время, когда Ф. успешно распространял свою проповедь, про него, рассказывают хлысты, сведал патриарх Никон и стал его преследовать; преследовал 30 лет, пока наконец не поймал его у Макария нижегородского.

Привезши в Москву, он посадил Ф. в темницу.

"И стала мгла по всей земле, продолжают хлысты; и столько была мгла по всей земле, сколько сидел в темнице Данило Ф. И освободили его, и отпустили в Кострому в верховную сторону".

Нелепость этого рассказа хлыстов очевидна: патриаршество Никона началось с 1652 г. и продолжалось до 1658 г., между тем как из легенды хлыстов видно, что гонение на Ф. началось ранее 1649 г. и продолжалось после 1659 г. Вероятно только одно - что Ф. подвергнут был на время заключению.

Освобожденный, он снова еще с большей энергией стал распространять свое учение и в это время приобрел себе деятельного помощника в лице Ивана Тимофеевича Суслова (см. XXXII, 123). Данило Ф. вознесся на небо, т. е. умер в 1700 г. 1 января; поэтому, думают хлысты, и новый год стали начинать с 1 января.

Память о лжесаваофе Ф. и о первом лжехристе Суслове со сего времени составляет предмет благоговения хлыстов.

Места, прославленные какими-либо событиями из жизни и деятельности Ф. и Суслова, почитаются у хлыстов святыми, и они нередко совершают странствия с целью поклониться им; так они ходят в село Криушино, где будто бы погребен лжесаваоф, в Кострому и деревню Старую как местности, ознаменованные пребыванием в них Ф. Не меньшим благоговением со стороны хлыстов пользуются и вещи, употреблявшиеся лжесаваофом и лжехристом при их жизни. Так, стол, за которым, по преданию хлыстов, беседовали Ф. и Суслов, когда последний жил в Москве, сохранялся у хлыстов до 1845 г.; в этом году стол был взят и поступил в кабинет раскольничьих вещей. По свидетельству Реутского, в одном московском хлыстовском семействе до последнего времени сохранялись коврик, платок, кресло, скамейка и другие вещи, бывшие в употреблении во времена Данилы Ф. и Суслова.

См. И. Добротворский "Люди божии, русская секта так называемых духовных христиан" (Казань, 1869); Н. Реутский "Люди божии и скопцы" (Москва, 1872); священник А. Рождественский "Хлыстовщина и скопчество в России" (Москва, 1882); священник К. Кутепов "Секты хлыстов и скопцов" (2-е изд., Ставрополь, 1900); Протопопов "Опыт исторического обозрения мистических сект в России" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1867, ¦ 10); священник В. Барбарин "Хлыстовщина.

Разбор двенадцати заповедей основателя хлыстовщины Данилы Филипповича" (Рязань, 1899); Н. Ивановский "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. II, 5-е изд., Казань, 1899).

версия для печати

Биография Филиппов Данило - Великие люди России

Филиппов Данило упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Плетенецкий Елисей Плетенецкий Елисейбиография Мамай Мамайбиография Плевако Федор Никифорович Плевако Федор Никифоровичбиография Усманов Алишер Усманов Алишербиография Смирнова-Марли Анна Юрьевна Смирнова-Марли Анна Юрьевна