Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Болотов Василий Васильевич



Болотов Василий Васильевич - Болотов, Василий Васильевич, - знаменитый церковный историк (родился 31 декабря 1853 г., умер 5 апреля 1900 г.). Сын дьячка тверской епархии, Болотов получил образование в тверской духовной семинарии и в спб. духовной академии, в которой затем преподавал общую церковную историю.

В 1879 г. Болотов защитил магистерскую диссертацию "Учение Оригена о Св. Троице" (СПб., 1879). С основательным и глубоким богословским образованием Болотов соединял самые широкие и разносторонние филологические познания.

Сразу по назначении на кафедру Болотов признал обязательным для себя знать языки первоисточников древней церковной истории: греческий, латинский, сирский, арабский, коптский, эфиопский, армянский.

Его лингвистические знания далеко не ограничивались этими лишь языками.

Изучение языков стояло у него вообще на почве сравнительного языкознания, и он имел к этой области непосредственный интерес, сам характеризуя себя именно как "лингвиста".

Эфиопский язык он знал в двух видах: не только древний, богослужебный (гыыз), но и новый, разговорный (амхарский).

С знанием коптского языка он соединял знакомство с языком древнеегипетским и с иероглифами.

Болотов был также знаком с ассиро-вавилонской клинописью.

Он занимался и персидским языком в его различны видах (древняя клинопись, зенд и новоперсидский).

Как для лингвиста, представлял для него интерес и санскрит.

На греческом языке он по временам обращался с письмами к И.Е. Троицкому . Из новых языков, кроме немецкого, французского, английского, итальянского, Болотов читал еще на языках: голландском, датско-норвежском и португальском (последний нужен был ему при занятиях историей Эфиопии).

Он был знаком более или менее и с разными другими языками (готским, кельтским, финским, турецким, мадьярским).

К столь широким лингвистическим знаниям соединялись в нем замечательная склонность и способность к занятиям математикой.

Благодаря этому Болотов выступает несравненным специалистом в трудной области хронологических изысканий.

Но и к данным географии, как вспомогательной для истории науки, он также применял математические приемы.

Метрология постоянно привлекала его внимание.

Его всегда влекло в область истории христианского Востока в широком смысле (не греческого лишь). Работы Болотова по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей, всегда заключавшие в себе много нового, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. За совокупность своих трудов Болотов получил в 1896 г. степень доктора церковной истории, в области которой он являлся у нас едва ли не первым инициатором чисто ученой разработки и создал целую школу, имеющую даровитых тружеников.

Деятельность Болотова не ограничивалась кабинетным специально-ученым трудом.

К его эрудиции прибегали и наша высшая церковная власть и отчасти высшее светское правительство.

15 декабря 1892 г. Болотов был назначен делопроизводителем в комиссию для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православной русской церковью.

Затем он был призван высшей церковной властью принять самое близкое участие в совершившемся 25 марта 1898 г. присоединении к православной церкви сиро-халдейских несториан.

Нужно было выяснить, на каких условиях и каким церковным чином должно совершиться каноническое воссоединение их с православной церковью, а также перевести на язык присоединяемых необходимые вероисповедные формулы.

Знаниями Болотова воспользовалось и министерство иностранных дел, тщетно дотоле искавшее в России ученого, который бы мог перевести нужные ему абиссинские грамоты.

В последний год своей жизни Болотов был назначен делегатом от духовного ведомства в образованную при астрономическом обществе комиссию по вопросу о согласовании старого стиля с новым. Литературные труды Болотова, за исключением первоначальных его журнальных работ, носят строго-ученый характер и по форме изложения доступны очень ограниченному кружку специалистов.

Кроме магистерской диссертации, Болотов написал: "Троякое понимание учения Оригена о Святой Троице" ("Христианское Чтение", 1880); "Немецкая богословская литература" (ib., 1881); "К истории внешнего состояния константинопольской церкви под игом турецким" (ib., 1882); "Иностранная богословская литература" (ib., 1882); "Из церковной истории Египта" (ib., 1884 - 1886; 1892 - 1893); "Несколько страниц из церковной истории Эфиопии" (ib., 1888); "Либерий, епископ римский, и сирмийские соборы" (ib., 1891); "Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8-го ноября" (ib., 1892); "Следы древних месяцесловов поместных церквей" (ib., 1893); "Валтасар и Дарий Мидянин" (ib., 1896). Самим Болотовым был составлен список статей и заметок его, напечатанных в "Церковном Вестнике" и "Христианском Чтении" с 1880 до 1893 г., с разного рода замечаниями по поводу их, найденный в бумагах И.Е. Троицкого и напечатанный в "Христианском Чтении" 1907 г. (I, 250 - 263). По смерти Болотова были напечатаны следующие его труды: "Описание четвертой эфиопской рукописи библиотеки СПб. Духовной Академии" (СПб., 1900), "Из истории церкви сиро-персидской" (СПб., 1901); "Гонение на христиан при Нероне" ("Христианское Чтение", 1903, ¦ 1), "К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum" ("Христианское Чтение", 1903, ¦ 6 и 7), "К истории императора Ираклия" ("Византийский Временник", 1907, XIV, 1), "Экскурс о географии Египта" ("Византийский Временник", 1908, т. XV, 1), "Brebion (греч.) Мелентия ликопольского, как источник для исторической географии Египта" ("Византийский Временник", 1908, т. XV, 1); в "Прибавлениях к Церковным Ведомостям" за 1906 г. помещена записка Болотова по некоторым вопросам из истории церковной организации в древности.

Под редакцией профессора А. Бриллиантова изданы его "Лекции по истории древней церкви.

I. Введение в церковную историю" (СПб., 1907) и "Лекции по истории древней церкви.

II. История церкви в период до Константина Великого" (СПб., 1910). Памяти Болотова был посвящен после его смерти весь ¦ 16 "Церковного Вестника" за 1900 г., вышедший отдельной брошюрой: "Венок на могилу в Бозе почившего профессора В. В. Б." (СПб., 1900). В. Соловьев , ст. в V т. "Критико-биографического словаря" С.А. Венгерова и в "Вестнике Европы" (1900, июль), и Б. Тураев в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1900, октябрь).

Обстоятельную биографию Болотова, составленную на основании личных воспоминаний и писем Болотова, дал М.В. Рубцов: "В. В. Б." (биографический очерк, Тверь, 1900). А. Бриллиантов, "К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Б." (СПб., 1901); его же, "Профессор В. В. Б. Биографический очерк" ("Христианское Чтение", 1910).

версия для печати

Биография Болотов Василий Васильевич - Великие люди России

Болотов Василий Васильевич упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Родзаевский Дементий Александрович Родзаевский Дементий Александровичбиография Алфераки Ахиллес Николаевич Алфераки Ахиллес Николаевичбиография Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий Валентин Феликсовичбиография Усманов Алишер Усманов Алишербиография Ахатов Габдулхай Хурамович Ахатов Габдулхай Хурамович