Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Даниил (митрополит московский и всея Руси)



Даниил (митрополит московский и всея Руси) - Даниил - митрополит московский и всея Руси в 1522 - 1539 годах, ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого, вождь иосифлян в борьбе с заволжскими старцами.

На митрополичьем престоле Даниил явился типичным иерархом-иосифлянином, не только не противодействуя своими "печалованиями" злоупотреблениям власти, но поступаясь, ради желаний Василия Иоанновича , своей совестью и самыми церковными правилами.

В 1523 г. князь северский, Василий Иванович Шемячич , явился в Москву, доверяя ручательству Даниила, но был вероломно покинут митрополитом.

Почти то же повторилось и с Андреем Старицким в 1534 г. Когда Василий Иоаннович замыслил развестись со своей супругой Соломонией , многие, особенно духовенство, принадлежавшее к заволжским старцам, с Вассианом Косым и Максимом Греком во главе, восстали против развода, но митрополит решился исполнить волю великого князя. Соломония была насильно пострижена в монахини и отправлена в монастырь; затем Даниил сам обвенчал великого князя, при живой жене, с Еленой Глинской.

Пресмыкаясь перед велики князем, Даниил пользовался его поддержкой при истреблении своих врагов - Максима и Вассиана.

Сперва Максим Грек был подвергнут суду по обвинению в ереси и соборами 1524 и 1531 годов осужден на заточение в монастыре, а за ним привлечен был к суду и Вассиан, в 1531 г., по такому же обвинению.

Признанный еретиком, он был сослан в Волоколамский монастырь, где, по словам Курбского , его "иноки умориша вскоре".

При отправлении в ссылку и Максиму, и Вассиану воспрещено было писать что бы то ни было. После смерти Василия Даниил продолжал ревностно служить власти, но прежним значением не пользовался и должен был спокойно смотреть, как новое правительство под влиянием бояр покушалось на материальные права духовенства и на владения монастырей: в 1535 г. монастырям было запрещено покупать и брать в заклад вотчинные земли служилых людей без ведома и согласия правительства.

По смерти Елены Даниил принял сторону князя Ивана Бельского против Шуйских, вследствие чего после падения Бельского был сведен Иваном Шуйским с митрополии и сослан в Волоколамский монастырь, где умер в 1547 г. Многочисленные сочинения Даниила - явление замечательное в истории нашей древней письменности; они рисуют его облик совсем с другой, более благоприятной стороны.

Их перечень: 1) так называемый "Соборник", содержащий в себе шестнадцать "слов" Даниила; 2) Сборник четырнадцати обширных посланий; 3) "Окружное послание к пастве о согласии и любви и о соблюдении православной веры"; 4) отдельное "Поучение митрополита Даниила всея Руси"; 5) послание к князю Юрию Ивановичу; 6) послание к неизвестному; 7) наказ епископу Досифею; 8) ответ некоему христолюбцу о здравии; 9) ряд "посыльных грамот по всех владык"; "грамоты" разным лицам; 10) "отреченная грамота".

Им была также составлена не сохранившаяся до нас "Кормчая".

Даниил энергично обличал пороки вельмож, общества, духовенства.

Он вооружался против увеселений, пьянства, разгула, роскоши, против разводов, нарушения целомудрия и супружеской верности (ревнуя о целомудрии, проповедник одобрял даже оскопление, т. е. впадение в ересь), против астрологии, против ложных доносов и сплетней, против поединков; касался положения женщины в обществе и в семье, воспитания детей, положения рабов, угнетения низших классов высшими, несправедливости властей по отношению к подвластным.

Особенным уважением пользуются сочинения Даниила между старообрядцами, так как в четвертом его слове содержится учение о двоеперстии для крестного знамения, заимствованное из подложного "Слова Феодоритова".

- См. В Жмакин "Митрополит Даниил и его сочинения" (Москва, 1881); Беляев "Даниил митрополит Московский" ("Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях II отделения Имп. Академии Наук", 1856 - 57 г., 96 - 118; "Известия Имп. Академии Наук по отделению русского языка и словесности", том V, 1856, 195 - 209); Николаевский "Русская проповедь в XV и XVI веках" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868, CXXXVII и CXXXVIII); Голубинский "История русской церкви" (том. II). .

версия для печати

Биография Даниил (митрополит московский и всея Руси) - Великие люди России

Даниил (митрополит московский и всея Руси) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Смирнова-Марли Анна Юрьевна Смирнова-Марли Анна Юрьевнабиография Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевичбиография Меншиков Александр Данилович Меншиков Александр Даниловичбиография Кирилл (Константин) Кирилл (Константин)биография Усманов Алишер Усманов Алишер