Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Лжедимитрий I



Лжедимитрий I - царь Московский в 1605 - 1606 годах. Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия им имени царевича Димитрия , сына Иоанна Грозного , остаются до сих пор темными.

Правительство Бориса Годунова , получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом.

Юрий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасского; навлекши на себя подозрение царя Бориса, он постригся в монахи, при чем принял имя Григория, и, переходя из одного монастыря в другой, попал в Чудов монастырь, где обратил на себя внимание патриарха Иова , взявшего его к себе для книжного письма; похвальба Григория о возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, который приказал сослать его под присмотром в Кириллов монастырь.

Предупрежденный вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром, вернулся в Москву, бежал вместе с неким иноком Варлаамом в Киев, в Печерский монастырь, откуда перешел в Острог к князю Константину Острожскому , затем поступил в школу в Гоще и, наконец, определился на службу к князю Ад. Вишневецкому, которому впервые и объявил о своем якобы царском происхождении.

Этот рассказ, повторенный позднее правительством царя Василия Шуйского , вошедший в большую часть русских летописей и сказаний и основанный, главным образом, на показании или "извете" упомянутого Варлаама, был сперва всецело принят историками.

Миллер , Щербатов , Карамзин , Арцыбашев , С.М. Соловьев отожествляли Лжедимитрия с Григорием Отрепьевым.

Уже очень рано, однако, возникли и сомнения в правильности такого отожествления.

Впервые подобное сомнение было высказано в печати митрополитом Платоном ("Краткая церковная история", изд. 3-е, стр. 141); затем более определенно отрицали тождество Лжедимитрия и Отрепьева А.Ф. Малиновский ("Биографические сведения о князе Д.М. Пожарском", М., 1817), М.П. Погодин , Я.И. Бередников ("Журнале Министерства Народного Просвещения", 1835, VII, 118 - 120) и особенно Н.И. Костомаров . Вопрос о личности первого Лжедимитрия остается открытым.

Почти доказанным можно считать только то, что он не был сознательным обманщиком и являлся лишь орудием в чужих руках, направленным к низвержению царя Бориса.

Еще Щербатов считал истинными виновниками появления самозванца недовольных Борисом бояр; мнение это разделяется большинством историков, причем некоторые из них немалую роль в подготовке самозванца отводят полякам и, в частности, иезуитам.

Достоверная история Лжедимитрия начинается с появления его в 1601 г. при дворе князя Константина Острожского, откуда он перешел в Гощу, в арианскую школу, а затем к князю Ад. Вишневецкому, которому объявил о своем якобы царском происхождении, вызванный к этому, по одним рассказам, болезнью, по другим - оскорблением, нанесенным ему Вишневецким.

Последний поверил Лжедимитрию, равно как и некоторые другие польские паны, тем более, что на первых же порах явились и русские люди, признавшие в Лжедимитрии мнимо убитого царевича.

Особенно близко сошелся Лжедимитрий с воеводой сандомирским, Юрием Мнишком, в дочь которого, Марину , он влюбился.

Он пытался завести сношения с королем Сигизмундом, на которого, следуя, вероятно, советам своих польских доброжелателей, рассчитывал действовать через иезуитов, обещая последним присоединиться к католичеству.

Папская курия, увидав в появлении Лжедимитрия давно желанный случай к обращению в католичество московского государства, поручила своему нунцию в Польше, Рангони, войти в сношения с Лжедимитрием, разведать его намерения и, обратив в католичество, оказать ему помощь.

В начале 1604 г. Лжедимитрий в Кракове был представлен нунцием королю; 17 апреля совершился его переход в католичество.

Сигизмунд признал Лжедимитрия, обещал ему 40000 злотых ежегодного содержания, но официально не выступил на его защиту, дозволив лишь желающим помогать царевичу.

За это Лжедимитрий обещал отдать Польше Смоленск и Северскую землю и ввести в московском государстве католицизм.

Вернувшись в Самбор, Лжедимитрий предложил руку Марине Мнишек; предложение было принято, и он выдал невесте запись, по которой обязался не стеснять ее в делах веры и уступить ей в полное владение Великий Новгород и Псков, при чем эти города должны были остаться за Мариной даже в случае ее неплодия.

Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 200 малороссийских казаков и небольшой отряд донцов.

С этими силами Лжедимирий 15 августа 1604 г. открыл поход, а в октябре перешел московскую границу.

Обаяние имени царевича Димитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и другие города без боя сдались Лжедимитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф. Басманов . 50-тысячное московское войско, под начальством Мстиславского явившееся на выручку этого города, было наголову разбито Лжедимитрием, с его 15000 армией.

В.И. Шуйский разбил Лжедимитрия, 21 января 1605 г., при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесполезной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедимитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления.

Недовольный действиями своих воевод, царь Борис послал к войску П.Ф. Басманова, перед тем вызванного в Москву и щедро награжденного; но и Басманов не мог уже остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля умер внезапно царь Борис, а 7 мая все войско, с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедимитрия.

20 июня Лжедимитрий торжественно въехал в Москву; провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедимитрием, вместе с своей матерью, а уцелевшую сестру его Ксению Лжедимитрий сделал своей любовницей; позднее она была пострижена.

Через несколько дней после въезда Лжедимитрия в Москву обнаружились уже замыслы бояр против него. В.И. Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедимитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, был приговорен к смертной казни. Лжедимитрий заменил ее ссылкой Шуйского, с двумя братьями, в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство.

Патриарх Иов был низложен, и на место его возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий , который 21 июля и венчал Лжедимитрия на царство.

Как правитель Лжедимитрий, по современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.

"Остротою смысла и учением книжным себе давно искусив", говорит о нем князь Хворостинин и прибавляет: "самодержавие выше человеческих обычаев устрояя".

Лжедимитрий думал открыть своим подданным свободный доступ в Западную Европу для образования, приближал к себе иноземцев, мечтал составить союз против Турции из императора германского, королей французского и польского, Венеции и московского государства; его дипломатические сношения с папою и Польшей были направлены, главным образом, к этой цели и к признанию за ним императорского титула.

Папа, иезуиты и Сигизмунд, рассчитывавшие видеть в Лжедимитрии покорное орудие своей политики, ошиблись в расчетах.

Он держал себя вполне самостоятельно, отказался вводить католицизм и допустить иезуитов и добился того, чтобы Марина, по прибытии в Россию, наружно исполняла обряды православия.

Довольно индифферентный к различиям религий, он избегал, однако, раздражать народ. Он решительно отказался делать какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему помощь.

Отступления от старых обычаев, ставшие особенно частыми со времени прибытия Марины, и явное пристрастие Лжедимитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно.

Тем не менее Лжедимитрий погиб жертвою заговора, устроенного против него боярами, с В.И. Шуйским во главе. Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедимитрия.

Еще 10 ноября 1605 г. состоялась в Кракове обручение Лжедимитрия, которого заменял при этом посол московский Власьев , а 8 мая 1606 г. в Москве совершился и брак Лжедимитрия с Мариной.

Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики, в ночь с 16 на 17 мая, ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы на поляков, сами ворвались в Кремль.

Захваченный врасплох, Лжедимитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но последние, под давлением боярских угроз, выдали его, и он был застрелен Валуевым.

- Ср. Костомаров "Кто был первый Лжедимитрий?" (СПб., 1864) и "Смутное время московского государства" (тома IV, V и VI "Исторических монографий"); Казанский "Исследование о личности первого Лжедимитрия" ("Русский Вестник", 1877, ¦ 8, 9 и 10); Pierling "Rome et Demetrius" (II., 1878); П. Пирлинг "Из Смутного времени" (СПб., 1902); Бестужев-Рюмин "Обзор событий Смутной эпохи" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1887, ¦ 7); Платонов "Древнерусские повести и сказания о Смутном времени" (СПб., 1888) и "Очерки по истории Смуты"; Иконников , статьи в "Киевских Университетских Известиях" (1885, ¦ 2 и 3; 1889, ¦ 5 7); Гиршберг "Dymitr Samoswaniec" (Львов, 1898); Щепкин "Wer war Pseudo-Demetrius I" ("Archiv fur slawische Philologie" Ягича, т. XX); Пташицкий "Письмо первого Самозванца к папе Клименту VIII" (СПб., 1899). См. также библиографию в статье П.Г. Васенки в "Русском Биографическом Словаре".

В. М-н. .

версия для печати

Биография Лжедимитрий I - Великие люди России

Лжедимитрий I упоминается в следующих биографиях:

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Богатыри Богатырибиография Деминов Абдрахман Султанович Деминов Абдрахман Султановичбиография Екатерина I Алексеевна Екатерина I Алексеевнабиография Ельцин Борис Николаевич Ельцин Борис Николаевичбиография Митрополит Иннокентий Митрополит Иннокентий