Выдающиеся люди России


Беляевы (Петр и Александр Петровичи)
Великие люди России

Беляевы, братья Александр (1803 - 87) и Петр (около 1805 - 64) Петровичи - декабристы. Окончив морской кадетский корпус, они служили в гвардейском экипаже. Не примыкая к тайному обществу, они стали, по словам Александра Беляева, "энтузиастами свободы" и 14 декабря приняли участие в мятеже, выведя с несколькими товарищами гвардейский экипаж на площадь. Хотя они и присягнули императору Николаю в тот же вечер, однако их арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Приговором верховного уголовного суда в окончательной форме Беляевы были признаны виновными в том, что "знали об умысле на цареубийство и лично действовали в мятеже, с возбуждением нижних чинов", отнесены к IV разряду и осуждены на 12 лет каторги. Отбывая ее, они перевели все знаменитое сочинение Гиббона. В 1833 г. были переведены на поселение. В Минусинске вели сельское хозяйство на широких началах и заведовали начальной школой. В 1840 г. Беляевы были определены на Кавказ рядовыми. По получении офицерского чина, вышли в 1846 г. в отставку и занялись, сначала оба, пароходным делом; позднее Александр Беляев прекрасно управлял имениями Нарышкиных. Более выдающимся человеком был, по-видимому, Александр Беляев. Он оставил обширные записки. Не давая почти никакого материала для эпохи до 1825 г. и не представляя особого интереса, как источник для восстановления общей истории эпохи, они содержат много любопытных психологических и бытовых черт и характерных деталей; ими заинтересовался и настоял на их напечатании Л.Н. Толстой . В этих записках Александр Беляев вырисовывается человеком очень набожным, мечтательным, восторженным, гуманным, врагом крепостного права и сторонником гражданской свободы и прогресса, но непременно на основах религии и религиозной нравственности и без насильственных потрясений. Идеология просветительной философии в области религиозного сознания затронула Беляева очень поверхностно. Сентиментальное направление литературы XVIII и начала XIX в. нашло в Беляеве одного из своих поздних представителей. Стиль Беляева местами слащав, настроение "чувствительное"; мечтательный восторг, умиление, вздохи, слезы, невольно навертывающиеся на глаза, - все это мы находим в изобилии на страницах "Воспоминаний". Беляев скоро глубоко раскаялся в своем участии в движении 14 декабря, хотя сознавал все-таки с гордостью, что рисковал жизнью и пострадал за благо отечества. Неунывающий оптимист, он всегда отзывался о людях благожелательно. О годах ссылки он сохранил самое светлое воспоминание. В конце записок Беляев излагает свой любопытный проект учреждения по всей России особых "попечителей" над народом, избираемых им самим. Записки Александра Беляева, доведенные до 1860-х годов, под заглавием "Воспоминания о пережитом и перечувствованном с 1813 г.", напечатаны в "Русской Старине" за 1880 - 81 и 1884 - 86 годы; ч. I вышла отдельно (СПб., 1882) и вызвала ряд противоречивых критических отзывов. Список их, а также некролог Александра Беляева, см. в "Материалах для критико-биографического словаря" С.А. Венгерова . А. Елачич.


Биография опубликована на сайте Великие люди России
http://greatrussianpeople.ru/

Адрес биографии:
http://greatrussianpeople.ru/info1377.html