Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Тихон Задонский



Тихон Задонский, святой - знаменитый иерарх и духовный писатель.

Родился в 1724 г. в селе Короцке, Валдайского уезда, Новгородской губернии, от бедного дьячка Савелья Кириллова и назван Тимофеем.

Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем.

В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отроч монастырь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия.

В 1761 г. Тихон был возведен в сан епископа кексгольмского и ладожского викария новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру.

В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Тихон написал краткое учение "О седми святых тайнах".

В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния".

В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием.

Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Тихон предписал, чтобы на литургии, всякий воскресный и праздничный день, читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога.

Он установил в кафедральном соборе, по воскресным дням, проповедание слова Божия, вызвал для этой цели из московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина.

К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители.

В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах.

Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника.

В своих судебных решениях Тихон являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного.

Еще раньше указа 1766 г. Тихон запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Тихон нашел там лишь одну школу; другая была в городе Острогожске.

Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Тихон немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова.

Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам; для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать").

Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам.

Не довольствуясь одной устной проповедью, которую не все могли слышать, Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать"; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям", с кратким изъяснением десяти заповедей; "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению".

Им было написано также большое сочинение "Плоть и Дух". Из проповедей Тихона особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний - "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило".

Тихон правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев.

По расстройству здоровья, он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. - в Задонском монастыре.

Здесь Тихон своей жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма.

Все время его, за исключением 4 - 5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве.

Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других.

Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательные, что по природе он был человек горячий и нервный.

Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев.

Однажды, в гостях, у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощечину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении - и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином.

Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа.

Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение.

Особенно любил Тихон беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами.

Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви.

Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии.

Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян.

На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых.

Первым трудом Тихона в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве".

Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано.

Затем Тихон трудился над книгой "Сокровище духовное от мира собираемое": это - размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы.

В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское".

Святейший Синод оценил достоинство этих произведений, составил из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789; 48-е изд., Москва, 1870). Специально для монахов написаны Тихоном "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей - в 1861 г. Мощи Тихона открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (XII, 133). "Сочинения преосвященного Тихона, епископа воронежского и Елецкого" изданы в Санкт-Петербурге в 1825 - 26 годах, в 15 частях.

Впоследствии Святейший Синод взял на себя полное издание писаний святого Тихона (Москва, 1-е изд., 1836; 5-е изд., 1889). Жизнь святого Тихона описали два его келейника - Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В.И. Чеботарев.

Письма Ефимова, в которых изображается жизнь святого Тихона на покое, хранятся в киево-софийской библиотеке (под ¦ 194); в извлечении они напечатаны в составленном митрополитом Евгением жизнеописании Тихона, приложенном ко второму изданию "Творений" Тихона.

"Записки о святителе Тихоне" Василия Чеботарева напечатаны в "Православном Обозрении" за 1861 г., ¦ 7. Ср. Е. Болховитинов "Описание жизни преосвященного Тихона, епископа воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного" (Санкт-Петербург, 1796); П.С. Казанский "Труды святителя Тихона I, епископа воронежского, по управлению воронежской паствой" ("Прибавления к Творениям святых отцов", 1862); "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, всея России чудотворца" (изд. 2, Санкт-Петербург, 1862); "Жизнь новоявленного угодника Божия Тихона, епископа воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (изд. 2, Москва, 1862); "Житие святителя Тихона Задонского" (Санкт-Петербург, 1866); В. Михайловский "Святый Тихон, епископ воронежский и задонский" (Санкт-Петербург, 1873); архимандрит Игнатий "Краткие жизнеописания русских святых" (Санкт-Петербург, 1875); "Житие святителя Тихона Задонского" (Москва, 1894); протоиерей А. Лебедев "Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец" (изд. 3, Санкт-Петербург, 1896); К. Здравомыслов "Иерархи новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени" (Новгород, 1897), П. Кратиров "Святитель Тихон Задонский, как пастырь и пастыреучитель" (Казань, 1897).

версия для печати

Биография Тихон Задонский - Великие люди России

Тихон Задонский упоминается в следующих биографиях:

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Соколов Владимир Николаевич Соколов Владимир Николаевичбиография Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевичбиография Деминов Абдрахман Султанович Деминов Абдрахман Султановичбиография Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевичбиография Богатыри Богатыри