Филипп (в миру Федор Степанович Колычев)
Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) - Филипп, святой - митрополит московский и всея Руси, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 г. Принадлежа к одному из знатных боярских родов Московского государства, Федор Степанович начал службу при дворе великого князя. В конце правления великой княгини Елены , в 1537 г., некоторые из его родственников, Колычевых , приняли участие в попытке князя Андрея Старицкого поднять восстание против правительницы и великого князя; одни из них были казнены, другие попали в тюрьму.
В этот самый год Федор Степанович тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь, где, не открывая своего звания, поступил в послушники.
Выдержав продолжительное и суровое послушание, он был пострижен в монахи с именем Ф. В течение одиннадцати лет, до поставления своего в игумены, Ф. вел суровую жизнь простого соловецкого инока, предаваясь физическим трудам и духовным подвигам.
В 1548 г. соловецкий игумен Алексий сложил с себя свой сан и указал на Ф. как на достойного своего преемника.
Житие и другие источники подробно описывают труды игумена Ф. по внутреннему и внешнему благоустройству обители его и его энергичную хозяйственную деятельность, благодаря которой Соловецкий монастырь сделался богатейшим промышленником, культурным центром северного Поморья.
Строгий аскет и подвижник явился образцовым хозяином, выказал большой практический ум, хозяйственную энергию и предприимчивость.
На островах и в поморских вотчинах явились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов.
Так, Ф. устроил сеть каналов между многочисленными озерами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил живой хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведен железный промысел; наконец, Филиппу приписываются разные технические изобретения и усовершенствования в промышленных орудиях и приспособлениях.
В 1548, 1561 и 1565 годах Ф. составил уставные грамоты, в которых определялись подробности управления крестьянским населением монастырских вотчин, порядок распределения и взимания разных государевых податей и пошлин.
Уже в первой половине XVI века Соловецкий монастырь вел обширную торговлю продуктами своей промышленности, преимущественно солью. В 1542 г. царской грамотой ему разрешено было вести беспошлинную торговлю 6000 пудов соли. В первый год игуменства Ф., в 1548 г., право беспошлинной торговли увеличено было на 4000 пудов. В 1551 г. все торговые и промышленные привилегии Соловецкого монастыря были подтверждены, но в 1555 г., по неизвестной причине, у монастыря было отнято право беспошлинной торговли солью и другими товарами.
Взамен царь пожаловал монастырю ряд деревень на реке Суме и соляные варницы по морскому берегу и по островам; все эти варницы были обложены денежным оброком.
В следующем 1556 г., по челобитью игумена Ф. и монастырской братии, денежный оброк с варниц был отменен, "для того, что у них соляной торг оставлен".
Есть известие, что Ф. присутствовал в Москве на Стоглавом соборе в 1551 г. Ко времени вступления Ф. на митрополичий престол выяснилось, что между царем и представителем церкви не может быть единодушия и согласия по двум важнейшим политическим вопросам: о разделении государства на земщину и опричнину и о взаимной измене боярства.
Филиппу это было понятно, и когда 20 июля 1566 г. царь с освященным собором "понуждал" его принять митрополичий сан, он прямо поставил условием своего согласия отмену опричнины.
Это требование сильно раздражило царя; только по челобитью архиепископов и епископов он "гнев свой отложил" и поручил собору епископов добиваться от Ф., чтобы он "в опричнину и в царской домовой обиход не вступался, а на митрополью бы ставился".
Но вместе с тем царь соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это бывало при прежних государях.
Ф. в конце концов покорился царскому слову и увещаниям духовного собора.
Это решение было изложено в особом приговоре, подписанном Ф. и семью епископами.
25 июля 1566 г. новоизбранный митрополит был возведен на престол собором епископов.
Обещая не вмешиваться в политические и личные отношения царя, Ф. сохранял за собой право протеста против всех безнравственных и противных христианскому долгу явлений, которыми сопровождалось и разделение государства на земщину и опричнину, и борьба с мнимой боярской крамолой.
Первый год святительства Ф. прошел спокойно.
Митрополит занимался делами церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве церковь во имя святых Зосимы и Савватия.
Отношения его к царю наружно были вполне благоприятны.
Сам царь, по-видимому, успокоился; неистовства опричнины прекратились.
Новая смута вспыхнула в Москве после того как были перехвачены грамоты от польского короля к некоторым боярам, с приглашением отъехать в Литву. Снова начались казни. Пострадала не только группа бояр, обвиненных в измене; вся Москва была терроризирована неистовствами опричников.
Архипастырский долг заставил Ф. обратиться к царю с увещанием остановить бессмысленное кровопролитие и с ходатайством о помиловании опальных.
Исполняя свой долг, Ф. не нарушал данного им обещания не вмешиваться в опричнину: он протестовал не против известного порядка, а против безнравственных явлений, обусловливаемых этим порядком.
Но царь, угнетаемый манией преследования, уже не в состоянии был различить эти точки зрения.
По логике его расстроенного ума, кто осуждал безобразия опричников, тот хотел уничтожить опричнину, вырвать из рук царя верное орудие борьбы с крамолой; кто печаловался за его врагов, тот "покрывал" их, был за них - следовательно против него. К тому же, по свидетельству жития Ф., среди высшего духовенства были враги митрополита, которые своими наветами раздували в душе царя искру подозрительности, зароненную первым требованием Филиппа об отмене опричнины.
То были: архиепископ новгородский Пимен, сам желавший быть митрополитом, епископы Филофей рязанский и Пафнутий суздальский и духовник царский, протопоп Евстафий, которого митрополит за какой-то проступок подверг запрещению.
Свои ходатайства за опальных и обличения ужасов опричнины Ф. начал в тайных беседах с царем наедине; но они остались без результата.
Тогда Ф. решился на всенародное обличение.
Первое открытое столкновение произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе.
Ф. обратился к царю с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности перед судом Божиим за кровопролитие и беззакония.
Раздраженный этим обличением, царь с гневом требовал от митрополита, чтобы он молчал и не прекословил его царской державе.
По летописному известию, митрополит в этот же день "вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого".
В другой раз, когда царь явился в Успенский собор с опричниками, одетыми в черные одежды и с высокими шлыками на головах, Ф. отказался благословить царя и снова стал обличать его. Царь опять потребовал от митрополита или молчания, или удаления с кафедры.
Хотя Грозный каждый раз приходил в ярость от обличений Ф., твердость последнего тем не менее смущала царя и заставляла его задумываться.
Опричники и враги митрополита не упускали случая вызывать новые столкновения, например 28 июля в Новодевичьем монастыре, когда Ф. упрекнул одного опричника за то, что он стоял в тафье во время чтения Евангелия.
К осени 1568 г. царь решил низложить Ф. В Соловецкий монастырь отправлена была следственная комиссия, составленная из личных врагов митрополита: Пафнутия , епископа суздальского, боярина князя Василия Темкина, андрониевского архимандрита Феодосия, дьяка Митрия Пивова.
Эта комиссия должна была собрать обвинительный материал для привлечения Ф. к соборному суду. Угрозами и посулами комиссия заставила некоторых монахов оклеветать своего бывшего игумена.
Когда комиссия вернулась в Москву, привезя с собой самого соловецкого игумена Паисия и монахов, давших ложные показания против Ф., в начале ноября был созвал собор для суда над митрополитом.
Ф., рассказывает житие, не оправдывался в обвинениях, взводимых на него, и хотел тут же на соборе сложить с себя знаки своего достоинства, но, по требованию царя, должен был оставаться в своем сане до произнесения судебного приговора.
8 ноября 1568 г., во время богослужения в Успенском соборе, туда явился Басманов с опричниками; по прочтении во всеуслышание соборного приговора о низведении Ф. с митрополичьей кафедры, опричники сняли с него святительное облачение, одели в простую монашескую одежду и на дворнях увезли в Богоявленский монастырь.
Спустя некоторое время Ф. был переведен в Староникольский монастырь.
В народе ходили слухи, что царь намеревался окончательно отделаться от ненавистного обличителя, сжечь его живым, как колдуна, затравить медведями; рассказывали также о чудесах, творимых Ф. В это же время шла дикая расправа над близкими к бывшему митрополиту людьми: погибло десять человек Колычевых, родственников Ф.; голова одного из них была прислана к нему в темницу; казнены были многие клирики и митрополичьи дети боярские.
Наконец, Ф. был заключен в тверской Отроч монастырь.
23 декабря 1569 г., во время похода Грозного в Новгород, посланный царем Малюта Скуратов задушил Ф. в его келье "возглавием", т. е. подушкой.
В 1591 г., по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Ф. были перевезены из тверского Отроча монастыря в Соловки и положены в церкви святых Зосимы и Савватия.
Низложение и мученическая смерть митрополита Ф. остались пятном на памяти царя Иоанна Васильевича.
Смыть это пятно, от имени светской власти принести покаяние власти церковной в нанесенном ей оскорблении решился царь Алексей Михайлович . В 1652 г. царь, по совещании с патриархом Иоасафом и всем освященным собором, определил перенести в Москву мощи святителя Ф. В Соловецкий монастырь отправлено было посольство из духовных и светских лиц, с Никоном, митрополитом новгородским, во главе. За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, Никон "от царя посланную грамоту к Ф. митрополиту распечатав, во услышание всем прочел"; в этой грамоте Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину "прадеда" его: "сего ради преклоняю сан свой царский за оного, иже на тя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием".
9 июля мощи Ф. были перенесены в Москву.
Церковное торжество, которым сопровождалось это событие, живо описано самим Алексеем Михайловичем в письме к князю Н.И. Одоевскому.
19 июля мощи были положены в серебряную раку в большом Успенском соборе.
Память Ф. праздновалась всей церковью русской с 1591 года, в 23 день декабря, но с 1660 г. празднование перенесено на 9 января.
Память Ф. празднуется еще 3 июля, когда вспоминается перенесение мощей его в Москву, и 5 октября, вместе с всероссийскими святителями Петром, Алексеем и Ионой. Празднование трем названным святителям установлено в 1596 г.; святой Ф. присоединен к ним в 1875 г. Житие Ф., составленное в конце XVI века, распространено в многочисленных списках.
Большие извлечения из него напечатаны в книге "Начертание жития митрополита Филиппа" (Москва, 1860). См. архимандрит Досифей "Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря" (Москва, 1836); его же "Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429 по 1833 год" (издание 3, Москва, 1833); "Александро-Невская летопись" в III том "Русской исторической библиотеки"; "Сказания князя Курбского" (издание 2); донесение Таубе и Крузе в "Sammlung Russisch.
Gesch." (X, 1, 187 - 241); Н. Барсуков "Источники русской агиографии" (стр. 566 - 575); "Боярский род Колычевых" (Москва, 1886, стр. 77 - 96). Специальные статьи о митрополите Ф.: епископа Леонида в "Душеполезном Чтении" (1861, часть II); Д.А. Валуева в "Библиотеке для воспитания" (1845); Я.М. Уманца в "Древней и Новой России" (1877); М. Кояловича в "Страннике" (1861); С. Рождественского в "Русском биографическом Словаре" (Санкт-Петербург, 1901).
Биография Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) - Великие люди России
Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Хмельницкий Богдан | Зимин Алексей | Кирилл и Мефодий | Святослав Игоревич | Николай II (Император Всероссийский) |