Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Хмельницкий Николай Иванович



Хмельницкий Николай Иванович - Хмельницкий (Николай Иванович) - сын Ивана Парфеновича , довольно известный драматический писатель.

Родился в 1789 г.; учился в горном корпусе.

Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству.

В 1812 г. Х. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом дипломатические поручения.

Литературная деятельность Х. началась в 1811 г. переводом "Зельмиры", трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII века, Беллуа.

По возвращении из заграничного похода Х. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в Министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал-губернаторе, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором.

Им было составлено "Руководство к ведению русских законов", до трудов Сперанского , ценное пособие для администратора и юриста.

В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700 000 рублей) в капитал для призрения гражданских чиновников.

Первой пьесой Х., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буансси "Говорун"; за ней последовала переделка "Шалостей влюбленных" Реньяра.

В 1818 г. Х. выступил с комедией "Воздушные замки", являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий Коллэн д'Арлевиля; позднее Х. переделал еще несколько пьес этого писателя.

Переделывал Х. довольно свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях.

В выборе заимствований он руководствовался, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя - не на лучших произведениях.

Излюбленным родом Х. был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов , сочинивший в сотрудничестве с Х. и Шаховским комедию-водевиль: "Своя семья".

У Фавара Х. заимствовал оперетку "Греческие бредни" и, может быть, "Новый Парис".

По-видимому, переделками являются и другие водевили Х. - "Бабушкины попугаи", "Взаимные испытания", "Новая шалость", "Карантин" и прочие, - но источники их не указаны.

Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью.

Наиболее серьезной литературной заслугой Х. является перевод Мольеровых "Школы женщин" и "Тартюфа".

Перевод "Школы женщин" можно признать художественным, но Х. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы пьеса вышла посмешнее.

Перевод "Тартюфа" выше перевода "Школы женщин": он значительно ближе к подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей.

Как губернатор, Х. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев: первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное оружие.

Х. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск, а потом вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел с 1837 по 1843 г. Степень виновности Х. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия.

По освобождении своем Х. уехал за границу, откуда писал путевые письма.

К этому времени относятся, по-видимому, и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его водевили, но без живости и веселости последних.

В комедии "Обер-кухмейстер Фельтен" в чисто водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер; в комедии "Русский Фауст" водевиль выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий Х. - "Царское слово, или Сватовство Румянцева"; наиболее слабой является комедия "Зиновий Богдан Х., или Присоединение Малороссии".

Умер Х. в 1845 г. в Петербурге.

Сочинения Х. изданы в 1849 г. Смирдиным . О нем см. Дудышкин "Современник" (1851, ¦ 9); Г. Б-в ("Русский Вестник", 1895, сентябрь); Добротворский ("Исторический Вестник", 1889, декабрь); Н. Коробка "Ежегодник императорских театров" (сезон 1895 - 96 г., приложение, книга I). Н. Коробка.

версия для печати

Биография Хмельницкий Николай Иванович - Великие люди России

Хмельницкий Николай Иванович упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Екатерина I Алексеевна Екатерина I Алексеевнабиография Меншиков Александр Данилович Меншиков Александр Даниловичбиография Соколов Владимир Николаевич Соколов Владимир Николаевичбиография Халаджан Николай Николаевич Халаджан Николай Николаевичбиография Говорухин Станислав Говорухин Станислав