Брянский Яков Григорьевич
Брянский Яков Григорьевич - Брянский (Яков Григорьевич) - известный актер, родился в 1790 г. О его молодости ничего неизвестно.
Сначала Брянский был предназначен к гражданской службе, но непреодолимая страсть к театру взяла свое. В конце июля 1811 г. был вечер у знаменитого в летописях русской сцены князя Шаховского . Были здесь и И.А. Крылов , писавший иногда для театра и мечтавший когда-то сделаться актером, П.А. Катенин и др. На этом вечере Григорьев (фамилия Брянского до поступления на сцену) прочел роль Полиника (из трагедии Озерова "Эдип в Афинах") и вызвал шумное одобрение присутствовавших.
Участь Григорьева была решена - он был принят в так называемую "молодую труппу" князя А.А. Шаховского.
В то время, когда русская драматическая труппа, во главе которой находился знаменитый Яковлев , господствовала на нашей Императорской сцене, князь Шаховской из воспитанников театрального училища составил другую, "молодую труппу", в которой образовывались будущие известные русские актеры и актрисы.
Труппа эта играла в Кушелевском театре (где ныне Главный штаб), и в нее вступил и Брянский, всегда игравший с Ширяевой (впоследствии жена Яковлева) первые роли. Переменив свою фамилию на Брянский, Григорьев 11 сентября 1811 г. дебютировал в роли "Влюбленного Шекспира" (в переводной комедии Д. Языкова , того же названия).
Комедия эта была написана Дювалем для знаменитого Тальмы, а у нас роль Шекспира исполнял Яковлев.
Естественно, какое смущение должен был испытывать молодой актер, еще значительно увеличивавшееся присутствием самого Яковлева.
Брянский вышел победителем.
Яковлев, чуждый интриги и зависти, не только беспристрастно оценил игру новичка, но и поощрил его к дальнейшей сценической деятельности.
По совету И.А. Крылова, князь Шаховской выводил Брянского преимущественно в комедиях и драмах, не давая ему трагических ролей, к которым молодой актер питал сильную страсть.
Надо было на время покориться.
Вскоре Брянский выступил в роли Безрассудова в возобновленной комедии Ефимьева "Преступник от любви, или Братом проданная сестра", в "Казаке Стихотворце" князя Шаховского и других комедиях и водевилях.
Но Брянский все еще не переставал мечтать о трагедии.
Князь Шаховской уступил наконец просьбам Брянского, и написал для него трагедию "Абуфар" (перевод с французского).
Брянский с К. Семеновою играл первые роли. Трагедия имела успех и Брянский впервые насладился торжеством трагического артиста, обнаружив много души и естественности, что тогда было новостью.
В то время немыслимо было актеру явно отказаться от усвоенной псевдоклассической манеры читки на распеве; естественное, хотя бы и мастерское чтение стихов считалось унижением искусства.
Сам князь Шаховской, принадлежавший к высшему кругу общества, деятельно следивший за успехами литературы и театра, не мог явно противоречить требованиям классицизма, которые сообщил и своему ученику.
Едва ли не в первый раз пришлось учителю встретить возражение со стороны его ученика Брянского, которому художественное чутье подсказывало неестественность распевания ролей. Верным чтением и истинною игрою Брянский желал победить вековые предрассудки, перешедшие к нам от французов.
Во второй раз Брянский играл в трагедии Вольтера "Китайская сирота", в которой прекрасно и рельефно очертил характер главного лица. Но вот умирает Яковлев (в 1817 г.), и Брянскому открывается широкая дорога: он с успехом начал исполнять некоторые роли покойного, и в "Отелло" был признан достойным преемником Яковлева.
Только артист с недюжинным дарованием мог решиться играть "Танкреда", в котором Яковлев, по свидетельству современников, был неподражаем.
- Исполнение "Танкреда" упрочило за ним симпатии публики, шумно и радушно его приветствовавшей.
Но в 1820 году появился знаменитый трагик Василий Андреевич Каратыгин , выступивший в "Фингале".
Пришлось, после нескольких лет борьбы со счастливым соперником, уступить ему часть ролей в трагедиях и перейти на старшие роли - благородных отцов, царев и резонеров, все же продолжая изредка дублировать Каратыгина.
И на этом амплуа у Брянского было много блестящих ролей, как, например, роли: Филиппа в "Доне Карлосе", Христиерна в "Иоанне Финляндском" и многие другие.
Помимо дарования своего, Брянский был незаменимым артистом в силу своего обширного репертуара: знаменитый Тальма играл только 13 - 15 ролей, Рашель - 20 - 25 ролей, а Брянский исполнял более 30 крупных ролей, изучение которых стоило ему огромных усилий и трудов: Яго (в "Отелло"), Кизляр-Ага (в "Роксолане"), Франц Моор (в "Разбойниках"), Миллер (в "Коварстве и Любовь"), Эдип (в "Эдипе в Афинах"), Стерн (в "Фингале") и т. д. Брянский пробовал не без успеха исполнять и комические роли, играя Фамусова в "Горе от ума" в "домашнем спектакле" Загоскина , "Эзопе у Ксанфа" Шаховского и др. В 1841 году Брянский оставил сцену, но страсть и привычка к театру вскоре заставили его вернуться к нему. Он вышел в бенефис г-жи Дюр , в комедии "Эзоп у Ксанфа", и был встречен громом аплодисментов.
Дирекция предложила ему выгодные условия, и он остался служить, пробыв на сцене до самой смерти, последовавшей 20 февраля 1853 г. от припадка холеры, совершенно неожиданно, так как его имя в день смерти значилось на афише: он должен был играть роль Квазимодо в "Эсмеральде".
Ср. "Репертуар и Пантеон" (1853, ¦ 6), а также воспоминания его дочери Е.Я. Головачевой-Панаевой "Русские писатели и артисты" (СПб., 1890, стр. 1 - 30). А. Ум. .
Биография Брянский Яков Григорьевич - Великие люди России
Брянский Яков Григорьевич упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Меншиков Александр Данилович | Деминов Абдрахман Султанович | Говорухин Станислав | Рубцов Николай Михайлович | Соколов Владимир Николаевич |