Василий Емельянович
Василий Емельянович (1729 - 1797) - старообрядец поморского согласия, основатель покровской часовни в Москве.
Беспоповцы, отправляясь от мысли о пришествии антихриста, отрицательно относились к браку. На практике вопрос об отношении полов улаживался компромиссным путем. Иногда, однако, он обострялся, и поднимались нескончаемые споры. Современник Василия, организатор Федосеевского Преображенского кладбища в Москве, Ковылин, запрещение брака предъявлял в решительной форме. Преображенцы закрывали глаза на действительность: "Хоша семерых роди, только замуж не ходи". Такое грубое расхождение жизни с учением для многих было невыносимо.
Отсюда появление книги стародубского беспоповца Ивана Алексеева "О тайне брака", в которой он говорит, что брак есть тайна хотя и не в смысле таинства, как понимает его православная церковь.
Наставления Алексеева возымели действие: беспоповцы стали венчаться у "никониан".
Тогда выступил Василий Емельянович.
Он первый, по словам Павла Любопытного , "открыл в Москве начало брачного чина и первый из пастырей стал торжественно избавлять женящихся христиан от явной пропасти никониазма".
Он заявил: "Не в том де замыкается сила таинства брака, чтоб в церкви, или через попа оную отправить; но по согласию сочетавающихся и благословению с обеих сторон родителей.
Бог венчает и нам в том недостаток дополнит".
Всех обращавшихся к нему беспоповцев Василий стал благословлять на брак: "Женившийся не согрешает, брак чист и ложе нескверно".
Вокруг Василия составилась группа горячих приверженцев до 50 человек.
Купец Монин предложил уступить для постройки молитвенного дома землю, на которой, благодаря влиянию Василия и пожертвованиям богачей, скоро появилась деревянная часовня в нынешнем 2-м квартале Лефортовской части, а при ней просторное здание для призреваемых.
В 1765 г. Василий был назначен настоятелем часовни.
Новая община организовалась по правилам Денисова, приняла Выгорецкий устав и стала под преобладающее влияние Выговского монастыря.
Началась упорная борьба с Преображенским кладбищем.
Ковылин вынужден был созвать собор на кладбище.
Покровцы пошли туда уверенно и смело, но собор не оправдал их ожиданий.
Ковылин вместо рассуждений о браке поставил вопрос об антихристе.
Это был удачный маневр.
Отвергнуть мысль об антихристе - значило пошатнуть все здание беспоповщины в самом его основании.
Василий только отчасти помог делу заявлением, что "относительно бытия антихристова в мире, чувственно или духовно он царствует", спорить дело излишнее, так как предмет этот "не до веры принадлежит".
С этих пор дело Василия Емельяновича развивалось все с меньшим успехом.
Ковылин вполне ценил силу противника.
По одному известию, однажды он пригласил к себе Василия, и "сей раб Божий сего Ковылина уста словом Божиим связа и молчати того устрои и его учение сокруши.
Вторый Ирод ударил истину глаголющаго по лицу своею рукою".
Василий 30 лет управлял Покровской часовней.
Он написал немало сочинений, список которых дает Павел Любопытный в своем каталоге.
- См.: П.Н. Милюков "Очерки по истории русской культуры" (в. 2, изд. 4-е, СПб., 1905); Ливанов "Раскольники и острожники", т. III; профессор И. Нильский "Семейная жизнь в русском расколе".
Исторический очерк раскольнического учения о браке (в. I, СПб., 1869).
Биография Василий Емельянович - Великие люди России
Василий Емельянович упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Айвазовский Гаврил Константинович | Плетенецкий Елисей | Мамай | Рубцов Николай Михайлович | Деминов Абдрахман Султанович |