Гиппиус Зинаида Николаевна
Гиппиус Зинаида Николаевна, по мужу Мережковская, - писательница.
Родилась в 1867 г. В печати выступила с начала 90-х годов; первоначально примыкала к кружку "символистов" (Д. Мережковский , Н. Минский , А. Волынский , Ф. Сологуб и др.), группировавшемуся вокруг "Северного Вестника".
Первые стихи и рассказы Гиппиус написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других "властителей дум" того времени.
Эти произведения Гиппиус (появлявшиеся в "Северном Вестнике", "Вестнике Европы", "Русской Мысли" и разных иллюстрированных журналах) собраны в двух книгах: "Новые люди" (СПб., 1896) и "Зеркала" (СПб., 1898). Позднее Гиппиус, по ее выражению, "отреклась от декадентства" и всецело приняла религиозные идеи Мережковского, деятельно участвуя в их разработке.
В их духе ею написано несколько религиозно-философских статей, появившихся в "Мире Искусства".
Она принимала постоянное участие в "Религиозно-философских собраниях", затем в редакции журнала "Новый Путь", ставившего себе задачей распространять религиозные идеи в русском обществе.
К этому периоду относятся две книги ее рассказов: "Третья книга" (СПб., 1902) и "Алый Меч" (СПб., 1906). В "Новом Пути", кроме стихов и рассказов, Гиппиус поместила ряд критических статей, под псевдонимом Антон Крайний.
Свою критическую деятельность она продолжала сначала в "Весах", потом в "Русской Мысли", отличаясь большою вдумчивостью, но вместе с тем крайнею резкостью и порою недостатком беспристрастия.
Стихи Гиппиус впервые были собраны в отдельном издании в 1904 г. ("Собрание стихов", М.); критические статьи - в 1908 г. ("Литературный дневник", СПб.). Далее следовали еще две книги рассказов: "Черное по белому" (СПб., 1908) и "Лунные муравьи" (М., 1912), и второй сборник стихов (М., 1910). В своих последних произведениях Гиппиус стремится к общедоступности и простоте формы. События 1905 - 07 годов живо затронули Гиппиус, и в ее последних рассказах много места уделено вопросам общественности.
В сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым ею написана драма "Маков цвет", изображающая переживания группы русских в 1905 - 06 годах в Париже и в России (СПб., 1908). Она предприняла обширную трилогию, посвященную смуте последних лет; пока появились две первые части: "Чертова кукла" ("Русская Мысль", 1911 г. и отдельно) и "Роман-царевич" ("Русская Мысль", 1912). - Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей.
Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Герои Гиппиус говорят интересные слова, попадают в сложные коллизии, но не живут перед читателем; большинство их - только олицетворение отвлеченных идей, а некоторые - не более, как искусно сработанные марионетки, приводимые в движение рукою автора, а не силой своих внутренних психологических переживаний.
В ранних рассказах Гиппиус сильно чувствуется влияние Достоевского и даже простое подражание ему. В позднейших повестях стремление к простоте языка доводит Гиппиус до неряшливости слога, а стремление к краткости - к излишней лаконичности и отрывочности речи. Напротив, как поэт, Гиппиус занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место. Стихотворений ею написано немного, но почти все они глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны.
В поэзии Гиппиус осталась символистом; каждое ее стихотворение, давая ясный реальный образ, позволяет угадывать за ним многое другое.
Особенно хороши у Гиппиус раздумья, связанные с какой-либо картиной природы или с каким-нибудь явлением жизни. Техника стиха доведена у Гиппиус до виртуозности.
Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование.
Всего ближе поэзия Гиппиус подходит к поэзии Баратынского ; муза Гиппиус также поражает читателя "лица необщим выраженьем".
Многие стихи и некоторые рассказы Гиппиус переведены на немецкий и другие языки. По-французски ею написана, в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым, книга "Le Tsar et la Revolution" (П., 1909) и статья о русской поэзии в "Mercure de France".
См. М. Гофман, "Книга о русских поэтах" (СПб., 1909); В. Брюсов , "Далекие и близкие" (М., 1910); М. Шагинян, "О блаженстве имущего" (М., 1912); Е. Лундберг, "Поэзия З. Г." ("Русская Мысль", 1912). В. Бр-ов.
Биография Гиппиус Зинаида Николаевна - Великие люди России
Гиппиус Зинаида Николаевна упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Ельцин Борис Николаевич | Плетенецкий Елисей | Фонвизин Денис Иванович | Рубцов Николай Михайлович | Алфераки Ахиллес Николаевич |