Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Горностаевы (архитекторы)



Горностаевы (архитекторы) - Горностаев - фамилия двух архитекторов.

1) Алексей Максимович Горностаев, истинный возродитель национального стиля в новейшем русском зодчестве, родился в 1808 г., в Ардатовском уезде, Нижегородской губернии, на Выткинском железном заводе г. Баташова, где отец его служил главноуправляющим.

Получив домашнее воспитание, молодой Горностаев вступил в 1823 г. на гражданскую службу копиистом в одно из ардатовских присутственных мест и продолжал ее, по переселении своем, в 1826 г., в Санкт-Петербурге, но недолго: художественные наклонности, проявившиеся в нем еще с детства, влекли его на иное поприще; поэтому, вышедши в 1827 г. в отставку, он снискивал себе средства к жизни сначала раскрашиванием картинок для магазинов, рисованием торговых этикеток и т. п., а потом сотрудничеством у П.П. Свиньина , по его художественным изданиям.

С этим литератором объезжал он три года подряд (в 1826-м, 27-м, 28-м годах) разные местности России, причем изучал и срисовывал встречавшиеся на пути памятники русской древности и прочие достопримечательности; по окончании же поездок учился чертить и рисовать в Москве у архитектора Джиральди.

В 1829 г. поступил в царскосельское дворцовое управление архитекторским помощником к профессору А.П. Брюллову ; в 1831 г. участвовал в постройке по его проекту Михайловского театра в Санкт-Петербурге; в 1834 г. вышел в отставку и отправился, на собственный свой счет, за границу, с целью пополнить свое артистическое образование.

Посетив главные города Германии и добравшись, через Швейцарию, в Италию, писал в Риме акварельные виды внутренностей замечательных церквей, изучал в Сицилии памятники византийско-арабского зодчества и сочинил проект реставрации храма Юпитера в Помпее.

За эти работы Академия Художеств в 1838 г. присудила ему звание академика.

После того он, в течение двух лет, служил в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца, работая в ней снова под руководством А.П. Брюллова; в 1843 г. по конец своей жизни состоял архитектором министерства внутренних дел и, кроме того, с 1845 по 1847 г. - архитектором капитула орденов.

В 1849 г., за составленный им проект великокняжеского дворца, Академия Художеств возвела его в звание профессора.

В 1858 г. она пригласила его на должность преподавателя начертательной геометрии, перспективы и теории теней в ее классах - должность, которую он и занимал до своей смерти, последовавшей в 1862 г. Практическая архитектурная деятельность Горностаева резко разделяется на два периода.

В течение первого, занимаясь строительными работами по тем ведомствам, в которых служил, а также постройками для частных лиц, он держался общераспространенного стиля эпохи возрождения и отчасти помпейского вкуса (дом бывший Шишмарева , на Невском проспекте, дача графа Орлова-Денисова в Коломягах, близ СПб., больница для чернорабочих, римско-католический коллегий, перестроенный из бывшего дома поэта Державина ). Но в конце 1840-х годов его талант принял совершенно иное направление, благодаря представившимся новым задачам, а именно принятой им на себя постройке церквей и монастырских зданий на острове Валаам и в Троицко-Сергиевской пустыне близ СПб. Изобретая для этих сооружений такие формы, которые соответствовали бы их характеру более, чем формы банального ренессанса или казенного псевдовизантийства Тона , Горностаев прибег за образцами к отечественной архитектурной старине, но не копировал ее памятников рабски, а самостоятельно разрабатывал их данные и гармонично комбинировал их с элементами нечуждого им романства.

Таким образом он создал тип построек, весьма изящных, вполне проникнутых русским духом, и открыл для последующих художников путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением древнерусского зодчества.

В этом стиле сооружены им на Валааме церковь святого Николая на Крестовом островке (1849 - 51), святые ворота и часовня на главном острове, церковь в скиту, гостиница для приезжих богомольцев, церковь на Предтеченском острове и кельи на Никольском острове (все это - до 1859 г.); в Троицко-Сергиевской пустыне Горностаеву принадлежат прелестная церковь при трапезе (с применением стиля византийско-арабских базилик Палермо, 1860) и святые ворота с двумя корпусами келий. Кроме того, им построена в Санкт-Петербурге часовня на Невском проспекте, у Гостиного двора, и превращен в характерное здание древнерусского стиля безобразный дом подворья Троицко-Сергиевой лавры. Наконец, им составлены проекты усыпальницы князя Пожарского в Суздале и православного собора в Гельсингфорсе, осуществленные уже по кончине даровитого зодчего его учениками.

Подробная биография Горностаева напечатана В.В. Стасовым в журнале "Вестник изящных искусств", т. VI. 2) Иван Иванович Горностаев, племянник предыдущего, родился в 1821 г., получил общее образование в 3-й санкт-петербургской гимназии, а специальное - в Академии Художеств, которую посещал с 1842 по 1846 г. в качестве вольноприходящего ученика.

Получив в ней две серебряные медали, вышел из нее с званием неклассного художника и предпринял на свой счет путешествие в чужие края. Провел несколько лет в Италии, преимущественно в Риме, потом посетил Грецию, Европейскую Турцию, Малую Азию, Палестину и Египет, а оттуда, через Париж и Германию, возвратился в Петербург, в 1851 г. Шестилетнее странствование в странах, усеянных художественными памятниками разных времен и народов, обогатило его познаниями по части истории изящных искусств, которая сделалась с тех пор любимым предметом его занятий.

В 1854 г. за представленный в Академию Художеств проект главного почтамта в столичном городе он получил звание академика; в 1856 г. поступил на службу в Императорскую публичную библиотеку, в которой и оставался до 1864 г.; в 1858 - 59 годах ездил в разные местности Новгородской и Псковской губернии для художественно-исторических изысканий, главным образом для выяснения характера ганзейской эпохи древнерусского зодчества; в 1864 г. совершил, с подобной же целью, поездку по западным губерниям России.

Результатом этих путешествий было множество чертежей, рисунков и обмеров древних зданий и несколько статей, помещенных Горностаевым в "Записках" археологического общества.

В 1860 г. он получил в Академии Художеств кафедру истории изящных искусств и вскоре составил и издал литографированные записки - первое самостоятельное и дельное сочинение по этому предмету на русском языке, за которое Академия Наук присудила автору Демидовскую премию.

В 1860 г., участвуя в конкурсе по составлению памятника тысячелетию России, Горностаев получил за свой проект вторую премию.

В 1867 г. он занял должность архитектора при Санкт-Петербургском университете и оставался в ней до самой своей смерти, последовавшей в 1874 г. Главные архитектурные работы этого художника - устройство в Императорской публичной библиотеке новой читальной залы в римско-итальянском стиле и особого кабинета во вкусе средневековых монастырских рефекториев, назначенный для хранения первопечатных иностранных книг; памятник М. Глинки , над его могилой в Александро-Невской лавре; перестройка верхнего этажа так называемого здания Jeu de paume для Санкт-Петербургского университета, и проект собора в византийско-романско-русском стиле, составленный для Бабаевского монастыря костромской епархии (выполненный уже по кончине сочинителя).

Вообще Горностаев, при своей скромности, неискательности и житейской непрактичности, не имел многочисленных и особенно выгодных архитектурных заказов, хотя и трудился постоянно над составлением разных проектов и производил различные постройки.

Во всем, что сделано им по этой части, заметно мало самостоятельности и богатой фантазии; зато почти повсюду отразились его деликатный вкус и основательное знание стилей.

Самую существенную его заслугу составляет преподавательская деятельность: своими лекциями в академии и изданием руководства к истории искусства он много способствовал распространению знакомства с этой наукой в среде не только русских художников, но и любителей изящного; сверх того, он принес большую пользу устройством (1870) и рациональным ведением художественно-промышленных классов при санкт-петербургской рисовальной школе для вольноприходящих.

А. С-в. .

версия для печати

Биография Горностаевы (архитекторы) - Великие люди России

Горностаевы (архитекторы) упоминается в следующих биографиях:

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Павленков Флорентий Федорович Павленков Флорентий Федоровичбиография Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевичбиография Святослав Игоревич Святослав Игоревичбиография Ельцин Борис Николаевич Ельцин Борис Николаевичбиография Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий