Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Денисовы (Андрей и Семен)



Денисовы (Андрей и Семен) - Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества.

Происходили из князей Мышецких , хотя сами обычно именовали себя Вторушиными или Второго.

Происхождение, однако, мало дало Денисовым: своей ученостью и своим положением они обязаны исключительно своим дарованиям и энергии.

Отец их Дионисий, хотя и вел крестьянскую жизнь, но принадлежал к числу людей состоятельных.

Его дом часто посещали бродившие по северу расколоучители.

Кругом шла упорная борьба "древляго благочестия" за право на существование.

На Андрея сильное впечатление производили речи проповедников о страданиях за веру. Особенное влияние на юношу имел соловецкий выходец Игнатий.

Когда Андрею шел 18-й год, родители "неусыпное рачение имеяху еже бы ему изобрести разумную супружницу", но он тайно ушел в выгорецкие леса (1692), где тогда еще разрозненно жили отдельные группы старообрядцев, спасавшихся от преследований правительства.

Его принял в свою общину Даниил Викулин , вместе с которым он принимал участие в устроении Выговской пустыни.

"В покорении и послушании преуспевая", Андрей Денисов сделался руководителем общины, сначала наряду с Даниилом Викулиным, а с 1703 г. как самостоятельный настоятель.

Когда материальное положение пустыни стало удовлетворительным, Андрей Денисов все свое внимание устремил на духовные ее нужды. Разъезжая по России по делам торговым, он "промышляше книги и осматриваше, овыя покупаше, овыя списываше".

Большая начитанность, которую Андрей проявил в своих сочинениях (особенно в "Поморских Ответах"), свидетельствует, что ему удалось собрать обширную библиотеку.

Более года он учился в киевской академии "и о всем риторском, философском и теологическом учении с велиим прилежанием вопрошаше".

Вооруженный знаниями, он сыграл очень крупную роль в деле широкой пропаганды старообрядчества и защиты его пред светской властью.

Биограф сравнивает его с Моисеем.

Вместе с братом Семеном Андрей создал богословие раскола, исторически и даже археологически обосновал его. Его умению ладить с правительством Выгореция обязана своим благополучием.

Павел Любопытный в своем каталоге назвал 119 сочинений Андрея; В.Г. Дружинин описал более 183. За незначительными исключениями все эти сочинения остаются неизданными.

Наибольшей известностью пользуются написанные им в сотрудничестве с братом Семеном и Тр. Петровым "Поморские Ответы" (изданные в 1887 г. за границей).

Сочинение это написано в ответ на 106 вопросов, предложенных посланным в 1722 г. Синодом для увещания иеромонахом Неофитом.

И как литературное произведение, и как богословская работа сочинение это отличается крупными достоинствами: умением подметить слабую сторону противника, знанием приемов исторической и филологической критики, большим запасом сведений.

Синод не ожидал, что среди лесов и болот севера найдется такой ученый полемист.

Миссия Неофита окончилась неудачей; "Поморские Ответы" имели огромный успех не только среди старообрядцев Поморья.

Широкой известностью пользуются также "Диаконовы Ответы" Андрея Денисова.

Всего больше после него осталось проповедей.

Еще в Киеве он приобрел славу "второго Златоуста".

Его проповеди разделяют на догматические, панегирические, нравоучительные и надгробные.

Характер их - аскетический; по внешности они соответствуют требованиям тогдашнего риторического искусства.

Из надгробных слов его особенно замечательно "Надгробное слово Петру Прокофьевичу вкупе и история краткая, како и откуда зачася выгорецкое общежительство".

В нем, помимо исторических сведений, много ценных автобиографических данных.

Оно вошло в состав первых глав "Истории Выговской пустыни", Ив. Филиппова . - Семен Денисов пришел на Выг в 1697 г. и скоро стал ближайшим помощником Андрея.

Как и Андрей, Семен приобрел известность не только среди старообрядцев севера.

Когда в 1713 г. он отправился по делам общежительства в Новгород, митрополит Иов распорядился арестовать его как опасного врага церкви и посадить в тюрьму.

Никакие ходатайства высокопоставленных лиц из Петербурга не помогали.

В течение 4 лет Семен находился в заключении; спастись от тюрьмы ему удалось лишь бегством.

В 1730 г., по смерти Андрея, Семен занял место брата. Деятельность его как настоятеля совпадает с тяжелым периодом как во внутренней, так и во внешней жизни общежительства.

Внутри падала нравственность, в связи с ослаблением энтузиазма первых лет и повышением материальной обеспеченности; извне опасные для общежительства мероприятия правительства, в связи с доносами Халтурина и Круглого.

Семен Денисов произносил обличительные и нравоучительные проповеди, составлял уставы благочиния, инструкции разным монастырским властям, принимал все меры к реабилитации общежительства в глазах правительства.

По примеру Андрея, он "посылал братию на море и в дальние места зверей живых ловити", отправлял их "не только к Его Величеству Петру II, но и к великим господским лицам, и письма писал к Его Императорскому Величеству и к господам".

П. Любопытный насчитывает 47 сочинений Семена Денисова, В.Г. Дружинин - 103. Андрей Денисов был по преимуществу догматистом, апологетом и полемистом; Семена можно назвать скорее историком раскола.

Наиболее известны два его сочинения: 1) "Виноград Российский" - сборник жизнеописаний виднейших деятелей старообрядчества, и 2) "История об отцах и страдальцах соловецких".

Ему принадлежит также ряд богослужебных чинопоследований и сочинений полемических.

Из проповедей его наиболее замечательны три надгробных слова: Д. Викулину, Соломонии Дионисьевне и Петру Онуфриевичу.

- Литература: Г. Есипов "Раскольничьи дела XVIII столетия", том I (Санкт-Петербург, 1861); Н.И. Барсов "Братья Андрей и Семен Денисовы" (в "Православном Обозрении", 1865, и отд. Москва, 1866); Е.В. Барсов "Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII в." ("Труды Киевской Духовной Академии", 1866); его же "Андрей Денисов Вторушин" (ibid., 1867); П.С Усов "Помор-философ" ("Исторический Вестник", 1886, ¦ 4); П.С. Смирнов "Лексинская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования" ("Христианское Чтение", 1910, ¦ 2, 3); его же "Выговская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования" (ibid., ¦ 5, 6, 7, 8); его же "Споры в расколе во второй четверти XVIII в." (ibid., 1911, ¦ 1 - 4); В.Г. Дружинин "Писания русских старообрядцев" (Санкт-Петербург, 1912; отт. из тома XXV "Летоп.

Зан. Импер. Археогр.

Ком."). См. Выгор. пустынь (XII, 5). И. К. .

версия для печати

Биография Денисовы (Андрей и Семен) - Великие люди России

Денисовы (Андрей и Семен) упоминается в следующих биографиях:

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Пушкин Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевичбиография Петр I Алексеевич Великий Петр I Алексеевич Великийбиография Соколова Любовь Сергеевна Соколова Любовь Сергеевнабиография Горчаков Александр Михайлович Горчаков Александр Михайловичбиография Говорухин Станислав Говорухин Станислав