Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Духинский Франциск



Духинский Франциск - Духинский, Франциск - писатель (1817 - 1880). Происходил из ополяченной малорусской семьи. Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей.

После восстания 1831 г. Духинский эмигрировал во Францию, был профессором польской школы в Париже, позднее - хранителем польского музея в Рапперсвилле, близ Цюриха.

Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему широкую известность; самая теория эта одно время принималась как нечто твердо установленное значительной частью западноевропейской литературы (например, Анри Мартеном).

В действительности теория Духинского представляла собой лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции.

Основанием теории служит мысль, что великорусы - или, как называет их Духинский, "москали" - не принадлежат к славянскому племени и даже к арийской расе, а составляют отрасль племени туранского, наравне с монголами, и напрасно присваивают себе имя русских, которое принадлежит по справедливости только малорусам и белорусам, близким к полякам по своему происхождению.

Самый язык, которым в настоящее время говорят "москали", есть искусственно заимствованный и испорченный ими язык церковно-славянский, вытеснивший существовавший прежде какой-то народный туранский язык. В доказательство "туранства" великорусов Духинский приводит автократическую форму правления ("царат"), несвойственную, будто бы, арийским племенам, существование у них "коммунизма", тогда как арийцев отличает индивидуальная собственность, склонность к кочеванию, будто бы существующую у великорусов наравне со всеми туранцами, наконец, малое развитие среди великорусского племени городов и городской жизни. Естественная, по Духинскому, граница туранского племени - Днепр, Двина и "речки Финляндии".

Интерес арийской Европы требует восстановления славянского польского государства, которое охватило бы родственные племена малорусов и белорусов и послужило бы для Западной Европы оплотом от туранского могущества москалей.

Учение Духинского, соответствовавшее укоренившейся тогда среди поляков идее об "избранничестве" польского народа, было принято большинством польской интеллигенции с восторгом, а люди, более сознательно относившиеся к вопросу, не всегда имели возможность высказать свое настоящее мнение.

В русской литературе теория Духинского встретила наиболее серьезную критику в статьях Н.И. Костомарова ("Основа", 1861, ¦ 2, "Ответ на выходки газеты "Czas" и журнала "Revue Contemporaine", и ¦ 10, "Правда полякам о Руси").

Постепенно авторитет теории стал падать, и в самом польском обществе громче становились голоса критиков.

В 1886 г. И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, издал в Кракове брошюру ("Z powodu jubileuszu profesora Duchinskiego"), в которой отрицал за теорией Духинского всякое научное значение и признавал празднование юбилея Духинского "юбилеем хронического патриотического заблуждения".

Русский пересказ этой брошюры, с несколькими добавочными замечаниями, сделан А.Н. Пыпиным в статье его: "Тенденциозная этнография" ("Вестник Европы", 1887, ¦ 1). Главные труды Духинского: "Zasady dziejow Polski i inhych krajow slowianskich" (П., 1858 - 1861); "Polacy w Turcyi" (Л., 1858); "Tresc lekcyi historyi polskiej wykladanych w Paryzu" (П., 1860); "Pologne et Ruthenie.

Origines slaves" (П., 1861); "Dopelnienie do trzech czesci zasad dziejow etc." (П., 1863); "Necessite des reformes dans l'exposition de l'histoire des peuples Aryas-Europeens et Tourans" (П., 1864); "Peuples Aryas et Tourans, agriculteurs et nomades" (1864).

В. М-н. .

версия для печати

Биография Духинский Франциск - Великие люди России

Духинский Франциск упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодийбиография Алфераки Ахиллес Николаевич Алфераки Ахиллес Николаевичбиография Богатыри Богатырибиография Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Ивановичбиография Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевич