Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Авдеев Михаил Васильевич



Авдеев Михаил Васильевич - Авдеев, Михаил Васильевич, писатель, беллетрист (1821 - 76). Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска.

В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана , известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества "Филаретов".

Надо думать, что от Зана он воспринял первые начатки широкого гуманизма и любви к литературе.

Окончив гимназию в Уфе, А. поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде.

В 1852 году вышел в отставку, в чине капитана.

В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения.

В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии.

Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах.

В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М.Л. Михайлова ). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И.С. Тургеневым . Позже А. вернулся в Россию.

Литературная деятельность А. началась еще в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, А. чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений провинциальных, столичных и заграничных.

Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, который был для А. учителем и образцом, и которому посвящен его "Подводный камень".

Позднейшие литературные критики упрекали его, как и Тургенева, в отсталости и непонимании новых поколений.

Его либерализм в оценке общественных явлений, гуманизм и широкая терпимость в нравственно-бытовых вопросах, мягкая манера в описаниях природы - все, что создавало успех А. в первой половине его деятельности, потом казалось уже недостаточным и пресным с точки зрения крайних шестидесятников и семидесятников.

Первый и шумный успех создала А. его трилогия ("Варенька", "Записки Тамарина" и "Иванов"), печатавшаяся в "Современнике" в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием "Тамарин".

Долгая жизнь в провинции дала А. возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных.

Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово "Тамарин" сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов.

За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества А. Сотрудничая в "Современнике", "Отечественных Записках", "Библиотеке для чтения", "Санкт-Петербургских Ведомостях" и других органах, он выступал и в качестве беллетриста ("Ясные дни", "Огненный змей", "Порядочный человек", "Приличная партия" и др.), и как автор путевых писем ("Поездка на кумыс", "Письма из Петербурга", "Из деревни", "Дорожные заметки", "Из-за границы"), и как фельетонист (фельетоны в "Современнике" 1852 - 53 годы, под псевдонимом "Пустой человек"), и как корреспондент из Оренбургского края (в "Дне" Аксакова , 1861 - 62 годы). Первое десятилетие литературной деятельности А. завершилось лучшим его произведением, романом - "Подводный камень" (в ¦ 10 и 11 "Современника" 1860 года, потом отдельно).

Сюжет теперь забытого романа сводится к тому, что молодая девушка, дочь помещицы, Наташа Любанина встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом - незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное влияние и, наконец, влюбляется в него. Она встречает в Соковлине давно уже созревшее ответное чувство, но стареющий человек, сильно помятый житейскими невзгодами, во многом уже разочаровавшийся, чуждый иллюзий и трезвый рассудком, боится принять любовь неопытной девушки, предвидя возможность охлаждения и нового увлечения с ее стороны.

Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, пока на сцену не появляется друг детства Наташи, прежде студент, потом литератор и общественный деятель из "новых", Комлев.

Его характерная личность, новые взгляды, настроения и стремления, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее; остальное доканчивает сильный темперамент вполне расцветшей женщины, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, который видит в этом неизбежное осуществление своих прежних опасений и не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя сильно страдает.

Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю любовь и уважение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала А., что он близок к сюжету "Жака" Ж. Занда, "Полиньки Сакс" Дружинина и других романов.

"Подводный камень" имел, однако, огромный успех; во-первых, он появился, как нельзя кстати, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью.

Изящный, простой и ясный, тургеневской складки, язык; стройный план, без излишних подробностей и пристроек; несколько отчетливо очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; наконец, тонкий и глубоко правдивый анализ сложных переживаний двух главных героев, - все это ставило "Подводный камень" в первый ряд тогдашней художественной литературы.

Благодаря этим достоинствам, роман и теперь читается с интересом; в нем легко уловить любопытные черты "лишних людей" (в лице Соковлина) и "реалистов" базаровско-писаревского типа (Комлев).

Симпатии автора - на стороне первых, а "новых людей" он не прочь упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем.

Литературные идеологи "новых людей" это чувствовали и, когда А. выступил в 1868 году с новым романом, "Между двух огней", встретили его неблагосклонно.

Герой романа Камышлинцев, воспитанный в барской обстановке и долго не находящий себе дела, пристраивается, наконец, к "новой женщине", занимающейся самостоятельным трудом, и попадает между двух огней: радикалов и консерваторов.

Радикальные критики находили, что А. недостаточно сурово осудил барича и "пошляка" Камышлинцева, а "Настоящие новые люди если и не осмеяны благодушным автором, то, во всяком случае, остались не поняты им и поставлены в тени в полном пренебрежении" (Скабичевский ). Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения А. ("Магдалина", "Сухая любовь", "Пестренькая жизнь").

Последним беллетристическим произведением А. был роман "В сороковых годах", напечатанный в "Вестнике Европы" в 1876 году, по смерти автора, и изображающий, между прочим, кружок Белинского и Герцена . Стихов А. не печатал совсем, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): "Мещанская семья", шедшая на Александринской сцене в сезон 1868 - 1869 гг. и имевшая очень скромный успех. Особо следует упомянуть одну работу А., печатавшуюся сначала в "Неделе" и потом вышедшую в 1874 году отдельно - "Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет". В этой книжке даются легкие, меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики: Чацкого, Онегина, Печорина, "лишних людей", Рудина, Инсарова, Базарова и др.; "героинь": Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из "Затишья", Лизы из "Дворянского гнезда", Натальи ("Рудин"), Елены ("Накануне") и "новых женщин".

Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие.

А. пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики.

О нем писали: Аполлон Григорьев , Дружинин, Шелгунов , П. Ткачев , М.Цебрикова , Скабичевский, С.А. Венгеров , П. Боборыкин и др. - См.: "Критико-биографический словарь русских писателей", "Русские книги", "Источники словаря русских писателей" С.А. Венгерова, а также "Русский биографический словарь".

В 1907 году вновь вышло "Полное собрание сочинений" М.В. Авдеева и отдельно - "Наше общество в героях и героинях литературы".

Н. П-в. .

версия для печати

Биография Авдеев Михаил Васильевич - Великие люди России

Авдеев Михаил Васильевич упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Дуров Лев Константинович Дуров Лев Константиновичбиография Халаджан Николай Николаевич Халаджан Николай Николаевичбиография Павленков Флорентий Федорович Павленков Флорентий Федоровичбиография Плетенецкий Елисей Плетенецкий Елисейбиография Петр I Алексеевич Великий Петр I Алексеевич Великий