Антоний (Алексей Павлович Храповицкий)
Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), известный церковный деятель и писатель, сын новгородского помещика, военного генерала, героя войны 1877 - 1878 годов. Родился в 1864 году. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он, по окончании курса в гимназии, поступил в Петербургскую духовную академию.
К концу 4-го курса принял монашество.
Оставленный при академии в качестве профессорского стипендиата, он в то же время исполнял должность помощника инспектора (1885 - 86). В 1886 - 87 году А. был преподавателем гомилетики, литургики и каноники в холмской духовной семинарии.
В 1887 году был избран исправляющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета и защитил диссертацию на степень магистра богословия: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887, изд. 2-е, 1888). В 1889 году назначен исправляющим должность инспектора Петербургской духовной академии.
В 1890 году получил сан архимандрита и ректорство сначала в петербургской духовной семинарии, а через несколько месяцев - в Московской духовной академии.
В 1895 году переведен ректором в Казанскую духовную академию.
В 1897 году был рукоположен в епископа и в 1900 году сделался епископом уфимским, в 1902 году архиепископом Волынским.
- Изданное в Казани в 1900 году полное собрание сочинений А. в 3-х томах позволяет составить о нем, как о писателе, довольно цельное представление.
Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей.
Факт свободы воли здесь доказывается из данности его в нашем сознании и самосознании.
Другой ученой работой А., выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. пророка Михея" (СПб., 1891); оно не вошло в собрание сочинений.
Отдав дань науке, А. в остальных своих писаниях выступает в типичном облике публициста.
Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой по местам резкой развязности.
Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижный ум и проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством.
Юноши буквально целые годы просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора.
"Это университет", - восклицает в своих воспоминаниях один из них, - "это древнегреческая академия; здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию".
Нередко так и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка: А. первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором.
Богословские воззрения А. вообще не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающего его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами (т. I, 73 и сл.; III, 385). Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией и призвал к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг. Он подчеркнул общественную миссию церкви и, применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.
Общее мировоззрение автора - определенно славянофильское, обостренное принципиальным аскетизмом, доходящим до симпатий монофизитству ("Чем отличается православная вера от западных исповеданий", СПб., 1901, стр. 5 - 6). Неправильно представление о переменах во взглядах архиепископа А. за последнее время. Это - недоразумение многочисленных его учеников, ошибочно отожествлявших свой юношеский гуманизм с славянофильско-аскетическим энтузиазмом своего учителя.
На самом деле А., начиная с первых своих литературных выступлений, оставался всегда себе равен. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов.
Основные начала мировоззрений архиепископа А. сводятся к следующей простой диаде: "Православная вера есть вера аскетическая", а все мирское строительство около нее принадлежит самодержавному царю православному.
Отсюда его идейные враги - все идеологи светской культуры (в числе их оказался и В.С. Соловьев ), интеллигенты ("Слово о страшном суде и о современных событиях", - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1905), конституционалисты ("Слово на благодарственном молебне после выборов в третью государственную думу", - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1907), Л.Н. Толстой ("Нравственное учение в сочинении Толстого: "Царствие Божие внутри вас пред судом учения Христова", изд. 3-е, М., 1902), римский католицизм - это "злая и душепагубная ересь" ("Окружные послания к духовенству волынской епархии" 1902, 1905, 1906), защитники свободы вероисповеданий ("Заявление о свободе вероисповедания в VI отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906", Почаев, 1906). Его друзья - деятели типа К.П. Победоносцева ("Письмо на имя К.П. Победоносцева в начале ноября 1905 года". - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1906) и простой русский народ, с его православным "бытом" (Сочинения т. III, стр. 394); "О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви" ("Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1906); "Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря" (М., 1909). Архиепископ А. не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам ("Слово о кишиневских событиях", Кишинев, 1903, и Одесса, 1903), ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения (Сочинения, т. III, стр. 216 - 217). - Из других сочинений А. выдаются еще: "Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы" ("Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1903); "Нравственный смысл основных христианских догматов" (Вышний Волочек, 1906); "О православном пастырстве" (М., 1906); "Сын человеческий" ("Богословский Вестник", ¦ 11, 1903). Много проповедей и статей его напечатано в "Волынских Епархиальных Ведомостях", "Церковных Ведомостях", "Миссионерском Обозрении" и "Колоколе".
А. Карташев.
Биография Антоний (Алексей Павлович Храповицкий) - Великие люди России
Антоний (Алексей Павлович Храповицкий) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Николай II (Император Всероссийский) | Ельцин Борис Николаевич | Пушкин Александр Сергеевич | Плевако Федор Никифорович | Айвазовский Гаврил Константинович |