Забелин Иван Егорович
Забелин Иван Егорович - замечательный русский историк-археолог.
Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда.
Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины.
По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в "Московских Губернских Ведомостях" 1842 г., ¦ 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в "Чтениях Московского Общества Истории и Древности".
Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина.
В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса.
В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок.
Результаты раскопок описаны Забелиным в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии.
В 1876 г. Забелин оставил службу в комиссии.
В 1871 г. Забелин получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира.
В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. - почетный член Академии Наук. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея, в 1892 г., и в 1907 г. (70-летний юбилей) Забелин был приветствован всем русским ученым миром. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории.
В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают видное место Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты его - вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, "крепкому и здоровому нравственно народу - сироте, народу - кормильцу".
В связи с этим Забелин стремится выдвинуть при изучении исторического процесса народную "общую правду".
Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком.
При всем своем идеализме, Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и домостроевской семье. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры.
Первые капитальные сочинения Забелина: "Домашний быт русских царей в XVI - XVII веках" (1862) и "Домашний быт русских цариц в XVI - XVII веках" (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте русского народа (остался незаконченным).
Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатался в "Московских Ведомостях" 1846 г. и в "Отечественных Записках" 1851 - 58 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней России (глава об этом вопросе издана отдельно в "Дешевой библиотеке" Суворина ), о влиянии византийской культуры, о родовой общине.
Важное значение имеет развитая Забелиным теория вотчинного происхождения Московского государства.
Продолжением I главы "Домашнего быта русских царей" является замечательная статья "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве" ("Вестник Европы", 1871, ¦ 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома "Истории русской жизни с древних времен" (2-е исправленное издание, т. I, М., 1908; т. II, М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова ) представляют начало обширного труда по истории русской культуры.
Забелин хотел выяснить все самобытные основы, "корни и истоки" русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и черты быта и жизни русского народа.
Во имя самобытности славян Забелин вооружается против норманской теории.
Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность.
Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что "отец - домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом; братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство".
Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава ). В книге "Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время" (М., 1883; 4-е изд., М., 1901), составившейся из полемических статей против Костомарова , Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в древнерусском обществе.
В Минине и Пожарском он видит национальных героев, "святые образы всенародного движения".
Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах "Опытов изучения русских древностей" (1872 - 1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", "Размышления о современных задачах русской истории и древностей".
Интересны также позднейшие статьи: "Взгляд на развитие московского единодержавия" ("Исторический Вестник", 1881, ¦ 5; попытка объяснить, при помощи экономических и психологических факторов, усиление московских князей) и "Черты самобытности в древнерусском зодчестве" ("Древняя и Новая Россия", 1878, ¦ 3 и 4). Кроме того, Забелиным изданы: "Историческое описание московского Донского монастыря" (М., 1865 и 1893), "Кунцево и древний Сетунский стан" (М., 1873, с поразительным очерком истории чувства природы в древнерусском обществе), "Преображенское или Преображенск" (М., 1883), "Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы" (М., 1891 - 1894). Задумав обширную "Историю города Москвы", Забелин успел дать лишь один ее первый том (М., 1902; 2-е изд. и альбом М., 1905). В 86-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауз-Ефрона (т. XIX, стр. 927 - 936) напечатана статья Забелина об истории Москвы.
- См. Коялович "История русского самосознания" и многочисленные журнальные статьи, в том числе А.Н. Цыпина ("Вестник Европы", 1876, ¦ 8); К.Н. Бестужева-Рюмина ("Древняя и Новая Россия", ¦ 8); Первольфа ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, ¦ 7); М.В. Клочкова ("Исторический Вестник", 1909, ¦ 2); Василия Сахновского ("Русская Мысль", 1912, ¦ 5); Н.Н. Ардашева ("Древности", т. XXII, 62), речь Д.Н. Анучина "И.Е. Забелин как археолог" (ib. и отдельно, М., 1909) и "Два юбилея учено-литературной деятельности" (L, LXX, М., 1910). Список трудов Забелина в приложении в "Юбилейный Отчет Императорского Российского Исторического Музея" (М., 1912). Н. Павлов-Сильванский (А. Ел-ч).
Биография Забелин Иван Егорович - Великие люди России
Забелин Иван Егорович упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Митрополит Иннокентий | Игорь Рюрикович | Хмельницкий Богдан | Соколова Любовь Сергеевна | Гвоздикова Наталья |