Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Арсений Мацеевич



Арсений Мацеевич (в миру Александр), последний противник церковной реформы Петра I . Сын православного священника, ведущего свой род из польской шляхты; родился в 1697 году во Владимире-Волынском, учился в киевской академии.

В 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками; по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" (напечатано в "Православном Собеседнике", 1861 год, т. III). В 1734 - 37 годах А. участвовал в Камчатской экспедиции.

В 1737 году был прикомандирован к синодальному члену Амвросию Юшкевичу , занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии.

Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу А. Посвященный в марте 1741 года в сан митрополита сибирского, А. во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда. Суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны , был переведен в Ростов, причем получил звание члена Синода.

Его управление ростовской епархией (1742 - 63) было наиболее блестящим периодом его деятельности.

Строгий к подчиненным, А. становится в резкую оппозицию с светской властью.

Он игнорирует постановления духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием Юшкевичем настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает о восстановлении патриаршего престола.

Исполняя поручение Святейшего Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского , "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого ; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" (в извлечении напечатано у Чистовича , "Феофан Прокопович", стр. 386 - 407), он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества.

Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны и затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

В А. оно видело единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством.

9 февраля 1763 года А. совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святые Божии церкви и монастыри", "принимающих данные тем от древних боголюбцев имения".

В марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе (напечатаны в "Чтениях московского общества истории", 1862 год, т. II и III). Синод доложил императрице об А. как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие подданных".

Семь дней длился суд над А.: он был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в корельский-николаевский монастырь.

Но и в ссылке А. не унимался.

Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т. п. Все это послужило материалом для вторичного суда над А., и делу дан был уже характер политический.

В конце 1767 года А. был лишен монашества и приговорен к вечному заключению; под именем Андрея Враля он содержался в ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года. Из многочисленных проповедей А. напечатаны "Семь поучений" (Москва, 1742 - 43); остальные, числом 217, хранятся в рукописях в ярославской духовной семинарии.

- Ср. В. Иконников , "А. Мацеевич", "Русская Старина" 1879 год, т. XXIV - XXVI); свящ. М. Попов, "А. Мацеевич, митрополит ростовский и ярославский" (СПб., 1905). "Обзор литературы об А." сделан И. Морошкиным (в "Библиографе", 1886 год, ¦ 2 - 4). .

версия для печати

Биография Арсений Мацеевич - Великие люди России

Арсений Мацеевич упоминается в следующих биографиях:

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевичбиография Соколов Владимир Николаевич Соколов Владимир Николаевичбиография Соколова Любовь Сергеевна Соколова Любовь Сергеевнабиография Хмельницкий Богдан Хмельницкий Богданбиография Екатерина I Алексеевна Екатерина I Алексеевна