Лавров Петр Лаврович (Миртов)
Лавров Петр Лаврович (Миртов) - Лавров, Петр Лаврович - известный писатель и политический деятель (1823 - 1900). Окончил курс в артиллерийском училище; был профессором математики, помощником редактора "Артиллерийского Журнала", в 1861 - 1864 годах редактором выходившего тогда "Энциклопедического Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника".
К этому периоду относятся его труды: "Очерки вопросов практической философии" (СПб., 1860); "Три беседы о современном значении философии" (ib., 1861); "Очерк истории физико-математических наук" (выпуск I, ib., 1866; в "Морском Сборнике" 1865 - 1866 годов напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании).
В 1866 г. Лавров был арестован и предан военному суду. Непричастность его к Каракозовскому делу не подлежала ни малейшему сомнению; суд признал его виновным только в сочинении нескольких революционных стихотворений, в близости к людям преступного направления (Чернышевскому , Михайлову и другим) и в проведении вредных идей путем легальной печати.
Лавров был приговорен к увольнению от службы (в чине полковника) и ссылке в Кадников, Вологодской губернии.
Оттуда он сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Неделе"; в последней им были напечатаны в 1868 - 1869 годах его знаменитые "Исторические Письма", подписанные псевдонимом: Миртов (отдельное издание, СПб., 1870; полное издание, СПб., 1905). В феврале 1870 г. Герман Лопатин организовал побег Лаврова из Кадникова.
Лавров поселился в Париже, где пережил осаду и коммуну; во время последней он сблизился со многими коммунарами, в особенности с Варленом.
Из Парижа Лавров отправился в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом.
Тогда же он вступил в международное общество рабочих.
С 1873 по 1875 г. он издавал в Цюрихе три тома непериодического издания "Вперед" (XI, 810), а в 1875 - 1877 годах издавал двухнедельную газету под тем же названием.
Программа журнала "Вперед" была построена на признании двух родов борьбы: "борьбы реального миросозерцания против миросозерцания богословского, науки против религии", и "борьбы труда против праздного пользования благами жизни, борьбы равноправности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьбы рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьбы свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря - борьбы за реализацию справедливейшего строя общества".
Главным классом, на который рассчитывал "Вперед", был, тем не менее, не класс рабочий, а класс крестьянский; социализм журнала "Вперед" был вполне окрашен в крестьянский оттенок.
Журнал, редактированный Лавровым (кроме последнего, 5-го тома), был органом революционного народничества, выразившегося в 1870 годах в так называемом "хождении в народ".
Арест почти всех деятелей народнической фазы революционного движения в России (1874 - 1875 годы), за которым последовал ряд политических процессов (так называемые процессы 50-ти и 193-х, 1877 - 1878), нанес сильный удар народническому направлению, особенно в практической его деятельности.
Под влиянием событий в России произошло изменение и в политическом миросозерцании Лаврова.
В конце 1870 годов Лавров сделался не безусловным, несколько колеблющимся сторонником нового революционного направления, известного под именем народовольчества.
В 1882 г. Лавров был одним из основателей в Париже "Красного Креста Народной Воли", за что был выслан из Франции; в 1883 г. получил возможность вернуться в Париж, где и жил до самой смерти.
С 1883 по 1866 годы он был одним из редакторов непериодического издания: "Вестник Народной Воли". В 1892 - 1896 годы Лавров принимал участие в издании "Материалов для истории русского социально-революционного движения", в которых поместил две статьи: "История социализма и русское движение" и "Народники 1873 - 1878 годов".
Вообще Лавров писал очень много как в легальных, так и в нелегальных изданиях.
Его псевдонимы в легальной литературе: Миртов, Щукин, П. Кедров, П. Угрюмов, П. Крюков, С. Кошкин, П-ский и многие другие.
Начиная с конца 1890-х годов, стали появляться в России частью старые, частью новые работы Лаврова, выходившие под разными псевдонимами.
Так появились: С.С. Арнольди "Задачи понимания истории.
Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли", издание М. Ковалевского (М., 1898); Арнольди "Современные учения о нравственности и ее история" (СПб., 1904); Арнольди "I. Кому принадлежит будущее.
II. Из рукописей 1890 годов" (СПб., 1905); Доленга "Важнейшие моменты в истории мысли" (М., 1903; несколько сокращенная по цензурным причинам перепечатка самого замечательного из философских сочинений Лаврова, изданного в "Женеве" [1894 - 1898] и оставшегося неоконченным: "Опыт истории мысли нового времени"); "Исторические письма" (см. выше); "Народники-пропагандисты 1873 - 1878 годов" (1907) и др. Лавров писал и на иностранных языках, преимущественно статьи о России.
В первом томе "Jahrbuch fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik" (Людвига Рихтера, Цюрих, 1879) ему принадлежит обозрение истории революционного движения в России.
В "Neue Zeit" 1880 г. он напечатал биографию и характеристику своего друга Германа Лопатина.
Лавров называет свое учение антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков, сенсуалистов, Конта и особенно у Фейербаха.
Философская мысль есть специально мысль объединяющая, теоретически творческая.
Она черпает весь свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит во все эти элементы требование единства и последовательности.
Всякое мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с законом причинности, связывающим явления, с другой - возможность постановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего, полезнейшего, должного.
Но как то, так и другое существует не само по себе, а для нас; следовательно, исходной точкой философского построения является человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в общежитии.
Антропологизм допускает три здоровые области зрелого теоретического мышления: знание, свободное сознательное творчество искусства, критически-объединяющее творчество философское.
Нравственность не прирожденна человеку: далеко не все вырабатывают себе нравственные побуждения, точно так же, как далеко не все доходят до научного мышления.
Прирожденно человеку лишь стремление к наслаждению; развитой человек вырабатывает наслаждение нравственной жизнью и ставит его на высшую ступень в иерархии наслаждений.
Большинство останавливается на способности расчета пользы.
Нравственная жизнь начинается в элементарной форме выработкой представления о личном достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие, вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и потребность развиваться.
По самой сущности этого процесса с ним нераздельна критика.
Дальнейшим признаком нравственного убеждения является требование нравственности общественной, заключающейся в укреплении и расширении общественной солидарности.
Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству.
Вся этика исчерпывается основными понятиями достоинства, развития, критического убеждения и справедливости.
Для развитого человека они так же определенны и обязательны, как понятия геометрии.
Социология исследует формы проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления осуществить эти идеалы.
Прогрессом Лавров считает одновременное усиление сознательных процессов в особи и солидарности в обществе.
Прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают с убеждениями наиболее развитого меньшинства.
История, как процесс, есть процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным проявлением прогресса.
История, как наука, есть отыскивание закона последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах солидарности между личностями.
Главная ее задача - отделение для каждой эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от переживаний старого и от зародышевых состояний нового.
- См. П.Н. Милюков "П.Л. Лавров" (некролог, "Мир Божий", 1900, ¦ 3); С. Ан-ский "П.Л. Лавров" ("Русское Богатство", 1905, ¦ 8); "Воспоминания педагога", В.Г. фон Бооля ("Русская Старина", 1904, ¦ 9); "Страничка из воспоминаний", Лесевича , в сборнике "На Славном Посту"; Засодимский "Страничка из литературных воспоминаний" ("Исторический Вестник", 1904, ¦ 5); "Семидесятилетие П.Л. Лаврова" (издание группы старых народовольцев, Женева, 1893); Кареев "Теория личности П.Л. Лаврова" ("Историческое Обозрение", 1901; перепечатано во II т. "Собрания сочинений" и отдельно); М. Негрескуль (дочь Лаврова) "Отрывки из воспоминаний" (о бегстве П.Л. Лаврова из Кадникова, "Сын Отечества", 1905, ¦ 245); Русанов "Социалисты Запада и России" (1908); его же "П.Л. Лавров" ("Былое", 1907); Раппопорт "Социальная философия Лаврова" (1905); "К процессу П.Л. Лаврова" ("Былое", 1906); П.Л. Лавров "О себе самом" ("Вестник Европы", сентябрь и октябрь, 1910); Tcheskis "La philosophie sociale de L." (Петроград., 1913).
Биография Лавров Петр Лаврович (Миртов) - Великие люди России
Лавров Петр Лаврович (Миртов) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Алфераки Сергей Николаевич | Путин Владимир Владимирович | Горчаков Александр Михайлович | Алфераки Ахиллес Николаевич | Дуров Лев Константинович |