Афанасьев Николай Яковлевич
Афанасьев Николай Яковлевич - Афанасьев, Николай Яковлевич, скрипач-виртуоз и композитор.
Родился 24 декабря 1821 года. Умер 23 мая 1898 года в С.-Петербурге.
Дед его князь И.М. Долгорукий , губернатор во Владимире, большой любитель музыки, держал два оркестра, симфонический и роговой.
Его побочный сын, отец А., в молодости был учителем в Тобольске, но затем переехал в Москву и поступил в театральный оркестр.
Хороший скрипач, он дал сыну основательное музыкальное образование.
Еще мальчиком А. имел хороший заработок, играя в домах знатных любителей, участвуя в квартетах и аккомпанируя пению в концертах.
Когда здоровье отца пошатнулось, он стал поддержкой семьи. Он был знаком с жившим тогда в Москве знаменитым пианистом Фильдом, слышал Берлиоза, Франца Листа, Тальберга, скрипача Оле-Буля, Гаумана, Вьетана, Арто. В 1838 году А. поступил первой скрипкой в оркестр московской императорской оперы, но скоро принял место капельмейстера в театре на Выксинском чугунолитейном заводе (близ Мурома) помещика Шепелева.
Этот театр был тогда одним из лучших в России, а в доме Шепелева была превосходная библиотека.
А. много читал и много писал, преимущественно для скрипки; принялся и за оперу, на сюжет "Фауста" Гете, но не окончил ее. Когда Шепелев разорился, А., вместе с братом, отправился в четырехлетнее концертное путешествие по России.
Материальный успех поездки был большой: чистый доход от нее составил около 18 тысяч рублей.
На Кавказе он ознакомился с туземной музыкой, некоторые мотивы которой послужили ему впоследствии для оперы "Аммалат-Бек".
В Петербурге, куда А. прибыл в 1851 году, концерты его также имели большой успех. Улыбышев (см.) написал целую статью об А. как виртуозе ("Северная Пчела", 1850 год, ноябрь).
Поступив первой скрипкой в оркестр итальянской оперы, А. познакомился с Глинкой , Даргомыжским , князем В.Ф. Одоевским , Гончаровым , А. Майковым , Писемским , бывал у графа М. Вьельгорского и А. Львова , в доме которого давал уроки скрипки.
В 1853 году А. был приглашен преподавателем музыки в Смольный институт и в 1854 году оставил итальянскую оперу. Его вкусы тяготели к музыке Глинки.
В 1857 году А. совершил концертное путешествие за границей; в репертуар его входили квартеты Гайдна, Моцарта и Бетховена.
С 1858 года А. все свободное от педагогической музыкальной деятельности время отдавал композиторству, выказав несомненную талантливость, техническую умелость и большую плодовитость.
Он был автором первого русского смычкового квартета "Волга" (для 2-х скрипок, альта и виолончели), получившего первую премию в 1860 году на конкурсе Русского Музыкального Общества.
Премирована была и его кантата "Пир Петра Великого" (на слова Пушкина . Ему принадлежат еще: трио "Souvenir de l'Esthonie" для фортепиано, скрипки и виолончели, 9 квартетов (в том числе один весьма характерный на еврейские темы), смычковый квинтет, 2 смычковых квинтета с фортепиано, смычковый октет "Новоселье", октет для смычковых, флейты, кларнета, фагота и валторны, сюита для Viole d'amour с фортепиано, несколько концертов, соната и множество сочинений для скрипки; симфонии (не изданы), исполнявшиеся в концертах Русского Музыкального Общества, в Павловске и в Москве, множество пьес для фортепиано, сочинения вокальные - ансамбли (дуэты, трио и прочее) и романсы для одного голоса с фортепиано, хоры (в том числе 64 русских народных песни и 115 хоровых песен для детей и юношества, отдельные церковные песнопения и полная литургия Иоанна Златоуста.
Его педагогическо-музыкальные сочинения "Ежедневные упражнения для скрипки", "Школа для фортепиано", "Руководство к обучению в народных школах пению", детские сборники (игры с хорами, альбом песен).
Его опера "Аммалат-Бек" на сюжет повести Марлинского (либретто В.И. Даля ), поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1870 году, успеха не имела и издана не была. Партитура - манускрипт ее хранится в центральной библиотеке Императорских Театров в Петербурге.
Другая его опера "Стенька Разин" (либретто М.В. Ватсон ) не была поставлена по цензурным условиям и тоже не издана.
Сочинения А. запечатлены русским характером, в котором он отчасти подражал Глинке.
Наибольшее значение имеют сочинения А. в области камерной музыки: при великолепной звучности, они не лишены своеобразной индивидуальности.
В настоящее время сочинения А. устарели.
За два года до смерти А. пожертвовал свыше 50 тысяч рублей петербургской консерватории на стипендии для учащихся по классам смычковых инструментов, пения и композиции.
Г. Т. .
Биография Афанасьев Николай Яковлевич - Великие люди России
Афанасьев Николай Яковлевич упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Кирилл и Мефодий | Горчаков Александр Михайлович | Айвазовский Гаврил Константинович | Рубцов Николай Михайлович | Ермак Тимофеевич |