Минский (Николай Максимович Виленкин)
Минский (Николай Максимович Виленкин) - Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина.
Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета.
Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты.
В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество".
В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему: "Пролетарии всех стран соединяйтесь".
За первые же ¦ "Новой Жизни" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы.
Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро России".
Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России".
- Минский выступил в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству.
В "Вестнике Европы" (1877, ¦ 1) он поместил большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии.
Большой успех выпал на долю поэмы "Белые ночи" (1879).
До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом "гражданственности".
В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами.
Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: "При свете совести".
Здесь изложена философско-религиозная система "меонизма", позднее разработанная Минским также в трактате: "Религия будущего" (1905).
"Меонизм" исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое.
Истинной "святыней" может быть только "внежизненная правда", только небытие - "меон" (греч. me on - не существующее: термин Платона) или "меоны", так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории - совесть, инстинкт самопожертвования, вера - имеют свою противоположность в понятии о их небытие.
Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии.
Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, "меонизм" не был усвоен ни публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм "абракадаброй".
Большая публика просто не заметила "меонизма", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию.
В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма.
Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству - вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы.
Их защитником выступал Минский в "Новостях", в "Мире Искусства".
Главное "меоническое" произведение минского - драма "Альма", с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию.
Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение "Как сон, пройдут дела и помыслы людей" бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно "меонична" в нем только одна туманная строка "и жажда жгучая святынь, которых нет". Проникающая элегию "тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что "забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся".
На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической "гражданственности" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма "Прокаженный", такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма "Гефсиманская ночь". Запрещенная цензурой, "Гефсиманская ночь" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: "награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь - одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже".
И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом.
Такова, например, его поэма "Город мертвых", с ее осуждением "языческого" отношения к жизни; такова поэма "Свет правды", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление производит только порыв к правде.
Минский - поэт мысли по преимуществу; выработка мировоззрения, стремление уяснить себе высшие тайны жизни, преобладают в нем над поэзиею непосредственных ощущений.
Отсюда неизбежная приподнятость тона, подчас переходящая в риторику и крикливость.
Хорошо владея новыми и древними языками, Минский перевел две главные поэмы родственного ему по духу Шелли ("Королева Мод" и "Аластор"), ряд пьес Шекспира и Мольера (в "Библиотеке великих писателей", под ред. С.А. Венгерова ), и всю "Илиаду" (Москва, 1895, 3-е изд. 1912). Интересна трилогия Минского: "Железный призрак" ("Русская Мысль", 1909, ¦ 2), "Малый соблазн" (Альманах "Шиповника", 1910) и "Хаос" ("Новая Жизнь", 1912, ¦ 12), посвященная изображению огромной "власти вещей" в жизни современного человечества.
Полное собрание стихотворений Минского вышло в 1907 г. в 4 томах. Литературно-публицистические его статьи собраны в книге: "На общественные темы" (Санкт-Петербург, 1909). Для биографии библиотеки Павленкова Минский написал книжку об Ибсене (1906).
Подробную библиографию произведений Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, см. в "Литературе ХХ в.", под ред. С.А. Венгерова (Москва, 1915). С. Венгеров.
Биография Минский (Николай Максимович Виленкин) - Великие люди России
Минский (Николай Максимович Виленкин) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Халаджан Николай Николаевич | Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович | Екатерина I Алексеевна | Пушкин Александр Сергеевич | Ломоносов Михаил Васильевич |