Бакст Лев Самуилович
Бакст Лев Самуилович - живописец.
Родился в Гродно в 1866 году, учился в гимназии, был вольнослушателем в Академии Художеств; довершил свое художественное образование за границей.
В первых своих работах Б. не свободен от подражательности; сначала он работает в духе Влад. Маковского , затем увлекается Фортуни и Менцелем, современными англичанами и французами и, наконец, принимается за строгое изучение форм старых мастеров.
В начале художественной деятельности, в девяностых годах, Б. несколько лет подряд выставлял в "Обществе Акварелистов" небольшие головки и пейзажи.
Первой крупной и серьезной его работой, не без влияния Менцеля, является картина: "Адмирал Авелан в Париже" (1894).
С середины девяностых годов Б. примыкает к кружку художников и писателей, объединившихся вокруг С.П. Дягилева и Александра Бенуа . В 1898 году Б. выставляет на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С.П. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках "Мир Искусства"; до 1910 года участвует в выставках "Союза русских художников"; в 1909 году выставляет свою картину "Terror Antiquus" в "Салоне".
В 1906 году Б. участвует в организации русской художественной выставки (Exposition de l'art russe) в Париже и декорирует выставочные залы по своим рисункам; с того же года состоит членом выставок "Salon d'Automne" в Париже.
Еще ранее, с 1899 года, Б. принимает участие в выставках "Secession" в Мюнхене, выставляет в Праге и в Вене, в Берлине и Венеции, в 1910 году на международной выставке в Брюсселе и в галерее Bernheim в Париже, в 1911 году на международной выставке в Риме. Талант Б. чрезвычайно разносторонен.
По словам М. Волошина, Б. "с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды.
И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни".
У Б. есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Б. не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон".
Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет.
Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906).
Ярче всего выразился талант Б. в его театральных постановках; они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы (Александр Бенуа).
В театральных постановках Б. чрезвычайно разнообразен: строги и стильны его античные трагедии: "Ипполит" (1902) и "Эдип в Колоне" (1904), изящны его балеты "Фея Кукол" (1903) и "Карнавал" (1911), живописны "Саломея" (1909) и "Вакханалия" (1909).
Наибольшей красоты и силы Б. достиг в своих театральных постановках в Париже, где, по предложению С.П. Дягилева, ставил в 1909 году в театре Chatelet балет "Клеопатру", в 1910 году в Большой Опере балеты "Карнавал" и "Шехеразаду", в 1911 году снова в Chatelet балет "Нарцисс".
Эти постановки вызвали восторженные отзывы парижской театральной и художественной критики своей сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
В 1911 году Б. поставил в Париже "Le martyre de St. Sebastien", мистерию Габриель Д'Аннунцио.
В композициях Б. часто видны греческие мотивы, например в "Vision Antique" (1906), "Креон" (1906) и "Антигона" (1904).
Он много занимается архаикой.
В 1907 году он посещает Грецию и Крит и привозит оттуда огромный художественный материал; в 1909 году выставляет свою громадную картину "Terror Antiquus" с архаической Афродитой на первом плане, а в 1910 году - "Дорогу в Аид". Свои взгляды на взаимоотношения современного искусства и древности Б. высказал в статье: "Пути классицизма в искусстве" ("Аполлон", 1909 год, ¦ 2 и 3). Большая часть произведений Б. находится в частных коллекциях в России и за границей; в Третьяковской галерее в Москве имеются его пейзаж "Вечер в Алжире, "Элизиум", эскиз занавеса для театра Коммиссаржевской, портреты В. Розанова, Балакирева и Ляпунова ; в музее императора Александра III в Петербурге - портрет Александра Бенуа, несколько головок и портрет В. Нувеля. - См. М. Волошин "Архаизм в русской живописи" ("Аполлон", 1909 год, ¦ 1); Вячеслав Иванов "Древний ужас" ("Золотое Руно", 1909 год, ¦ 4), 33 снимка с произведений Л.С. Бакста ("Золотое Руно", 1906 год, ¦ 4); С. Маковский "Страницы художественной критики", т. II; Александр Бенуа "История русской живописи в XIX веке"; его же "Русская школа живописи" (1904).
С. Ростовцева.
Биография Бакст Лев Самуилович - Великие люди России
Бакст Лев Самуилович упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Зимин Алексей | Менделеев Дмитрий Иванович | Эрисман Федор Федорович | Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович | Митрополит Иннокентий |