Выдающиеся люди России


Разикашвили (братья Бачана и Важа-Пшавела)
Великие люди России

Разикашвили (братья Бачана и Важа-Пшавела) - грузинские поэты. Младший из них, Бачана (Федор), сельский учитель, обратил на себя внимание стихотворениями в газете "Дроэба" за 1884 г. Произведения его рисуют миросозерцание и душевный склад свободолюбивых горцев-грузин по верховьям рек Иоры и Алазани ("Плач пшавки", "Дуб", "Песня пленника" и др.). В произведениях, касающихся современной жизни грузин вообще, чувствуется дидактизм (например, в "Кукушечке"). В прошлом поэт останавливается на величавом образе царя Ираклия II . Грустная нота слышится в его элегиях, исполненных, однако, веры в лучезарное будущее. Детские его рассказы составляют украшение грузинского журнала "Джеджили". Простота изложения, тонкое знание народного быта, дар проникновения в мир животных и птиц, умение в нескольких штрихах набросать своеобразную картину природы - таковы отличительные черты творчества Бачаны Разикашвили. Несколько его стихотворений имеются в немецком переводе Арт. Лейста ("Abebdammerund im Gebirge", "Lied einer v. den Lesgieru gefangenen Georgierin", "An die Elche"), Он занимается также собиранием произведений народной поэзии. Талант Важа-Пшавела (Лука Разикашвили) гораздо разнообразнее. В 1886 г. появились две крупные его поэмы "Рассказ старика" и "Гоготур и Апшина". В первой воспроизводится впечатление, вызванное в горцах Крцанисским боем между грузинским царем Ираклием II и Ага-Магомет-ханом, шахом персидским. Новизной для грузинских читателей являлась манера рассказывать исторические события с точки зрения народных воззрений. Образностью народной речи, богатством метафор, меткими сравнениями еще больше отличается другая его поэма, обрисовывающая две крупные личности из народной среды: Гоготур - воплощение всех добродетелей, горец, беззаветно преданный родине, и Апшина, разбойник, грабящий всех на большой дороге. Столкновение их составляет содержание поэмы. Под влиянием первого, второй кается в грехах, отказывается от награбленного богатства и в конце поэмы является "деканозом" - духовным лицом, благословляющим народ в день местного праздника. Не менее оригинальны поэмы: "Этериани", "Бахтриани", "Стумар-Маспиндзели", основанные на народных сказаниях и переработанные так, что трудно определить где кончается народная поэзия и начинается личное творчество. Картины кавказской природы здесь превосходны. Животные, растения, камни - все у Разикашвили мыслит, страдает и радуется. Хороши также мелкие рассказы Разикашвили. В некоторых произведениях его есть наклонность к символизму ("Деревянная лопатка"). Разикашвили принадлежит также ряд ценных этнографических статей из жизни пшавов и хавсуров. Детские рассказы и стихотворения Разикашвили написаны очень талантливо. Отдельно издан только небольшой сборник его рассказов. В русском переводе имеются: "Рассказ маленькой лани", "И... успокоился он". Важа-Пшавела Разикашвили кончил курс учительской семинарии, хорошо знаком с русской литературой, но, подобно брату, не подражает ей, а идет своей дорогой. А. Хас-ов.


Биография опубликована на сайте Великие люди России
https://greatrussianpeople.ru/

Адрес биографии:
https://greatrussianpeople.ru/info10658.html