(1889-1985 гг.) – легендарный летчик, Герой Советского Союза, награды: 4 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, Орден Суворова 2-й степени, Орден Отечественной войны 1-й степени, 3 ордена Красной Звезды, Орден Октябрьской Революции, медали. Командор ордена Почётного Легиона (Франция). Иностранные ордена, Почётный гражданин города Лос-Анджелеса (США). Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов (1937 – 1950 годов).
Именем М.М.Громова названы: Малая планета № 4920 (летающая между Марсом и Юпитером), Лётно-исследовательский институт, лицей № 14 (г.Жуковский Московской обл.), лицей № 227 (город Киев), площадь в г. Жуковском, улицы в Москве, Твери и др. , самолёты, корабль-танкер, приписанный к Рижскому судоходству.
Родился в Твери в семье военного врача, надворного советника. Еще в гимназии увлекся авиамоделизмом. В 1916 г. по окончании реального училища, поступает в Императорское высшее техническое училище (ныне – МГТУ имени Баумана). Занимается живописью в студии именитого художника Ильи Машкова. Увлекается спортом: в 1923 г. становится первым чемпионом СССР по тяжелой атлетике. Но ни спорт, ни художество не стали его профессией. Он стал летчиком.
Его профессию определили занятия на теоретических курсах авиации профессора Н.Е.Жуковского, учеба в Московской лётной школе, первые самостоятельные полеты на самолете "Фарман-4". С 1921 г.- летчик-инструктор Московской авиационной школы, летчик-инструктор и командир отряда в Серпуховской школе воздушного боя, стрельбы и бомбометания, летчик-испытатель НОА (Научно-опытного аэродрома ). В гражданскую войну участвует в боевых и разведывательных действиях на Восточном фронте и в Приуралье.
В 1925 г. за участие в групповом перелёте Москва-Пекин в числе первых 6 авиаторов удостоен звания "Заслуженный лётчик СССР". В этом же году совершил перелёт Пекин-Токио. Это был первый визит советских лётчиков в Японию. В 1926 и 1929 гг. совершил перелёты по европейским столицам, которые произвели в Европе настоящий бум.
Следующие годы у М.М.Громова были посвящены испытаниям различных самолетов, в основном конструктора А.Н.Туполева. В 1934 г. экипаж в составе М.М.Громова (командир корабля), А.И.Филина (второй пилот) и И.Т.Спирина (штурман) совершил на АНТ-25 беспосадочный полёт по маршруту Москва-Рязань-Тула-Харьков, покрыв расстояние 12 411 километров за 74 часа 2 минуты. Это был неофициальный (наша страна не была членом Международной авиационной федерации – ФАИ – в то время) мировой рекорд дальности по замкнутому кругу. Громову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль "Золотая Звезда № 8). Филин и Спирин были награждены орденом Ленина. 1934 год – испытание самого большого в мире самолёта АНТ-20 "Максим Горький" - ещё одного удивительного детища А. Н. Туполева.
Знаменательный 1937 год – экипаж в составе: М.М.Громов (командир), А.Б.Юмашев (второй пилот), С.А.Данилин (штурман) совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Сан-Джасинто (США). Установлены абсолютный мировой рекорд дальности полёта по прямой и мировой рекорд дальности полёта по ломаной линии. Весь экипаж удостоен высокой награды ФАИ – медали де Лаво. Они были первыми среди отечественных авиаторов, получивших эту награду. В сентябре 1937 г. Громов утвержден в ученом звании "профессор" по специальности "Техническая эксплуатация самолётов и моторов".
Новый поворот в судьбе М.М.Громова: в 1940 г. его вызвал И.В.Сталин и предложил занять один из трёх постов – начальник боевой подготовки ВВС, начальник всех учебных заведений ВВС или начальник НИИ ВВС. Но он отказывается от этих постов, и разговор закончился назначением Громова начальником будущего Лётно-иссследовательского института (ЛИИ) Наркомата авиационной промышленности. Срок организации ЛИИ был определён в один год. Официально днём рождения ЛИИ считается 8 марта 1941 г. Первым его начальником и стал М.М.Громов.
22 июня 1941 г. – вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну. Громова направляют в правительственную командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов (по лэнд-лизу).
По возвращении М.М.Громов назначается командиром 31-й смешанной авиационной дивизии, затем – командующим ВВС Калининского фронта, а после его реорганизации - командующим 3-ей Воздушной Армии. В мае 1943 года - командующий 1-й ВА, которая принимала участие в битве на Курской дуге, наносила удары по железнодорожным узлам на витебском и оршанском направлениях. В составе 1-й ВА действовал авиационный полк "Нормандия-Неман". За успешное руководство полком правительство Франции наградило М.М.Громова высшей французской наградой - орденом Почётного Легиона степени командора. Июнь 1944 г. – назначение начальником Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
После окончания войны с мая 1946 г. по май 1949 г. М.М.Громов занимает должность заместителя командующего Дальней авиации. Май 1949 г. – ноябрь 1954 г.– начальник Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. Ноябрь 1954 г.– июль 1955 г. - начальник Отдела лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. Все годы службы в ВВС лётчик-испытатель Громов не порывал связь с авиапромышленностью. Он инициировал создание Школы лётчиков-испытателей (ШЛИ), ставшей альма-матер всех выдающихся лётчиков-испытателей страны.
Август 1955 г. - уволен в запас по состоянию здоровья.
1959 – 1961 гг. - председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.
Председатель Совета ветеранов 1-й Воздушной Армии.
Умер М.М.Громов в Москве 22 января 1985 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На надгробной доске высечены слова: "Философу подвига, теоретику героизма".
М.М. Громов – автор книг "Через всю жизнь", "На земле и в небе", "Заметки о летной профессии", "Тому, кто хочет летать и работать лучше" и многих статей, касающихся авиационных и спортивных проблем, которые он всегда решал, опираясь на науку, прежде всего – на физиологию и психологию.