Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский)



Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский) - Полоцкий (Симеон Емельянович Ситнианович-Петровский) - знаменитый церковный деятель и писатель.

Мирское имя его не известно; Симеоном он наречен был в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве по месту его первоначальной службы.

Родился в 1629 г. в Белоруссии (по мнению некоторых - в Полоцке).

Учился в киево-могилянской коллегии, потом принял монашество и стал дидаскалом братской школы в Полоцке.

При посещении этого города в 1656 г. Алексеем Михайловичем, Полоцкому удалось лично поднести царю приветственные "Метры" своего сочинения.

В 1664 г. он переехал в Москву.

Царь поручил ему обучать молодых подьячих тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом. В 1665 г. Полоцкий поднес царю "благоприветствование о новодарованном сыне" и этим закрепил за собой благосклонность царя. В то же время Полоцкий с усердием выполнял поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера. По уполномочию восточных патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, произнес перед царем орацию о необходимости "взыскати премудрости" (то есть усилить образовательные средства в государстве).

По поручению собора Полоцкий составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты.

В конце 1667 г. этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием: "Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, - утверждения во утверждение колеблющихся во вере, - наказания в наказание непокоривых овец, - казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих".

Книга является типичным образцом схоластической риторики.

Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация - все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума "простецов", мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на "сумнительства свои". "Жезл" не только не оказал никакого влияния, но и высокомерное отношение Полоцкого к противникам, в связи с некоторыми резкими выражениями, крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам.

Хотя собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав "Жезл" "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным", однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием . С 1667 г. на Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: "Вертоград Многоцветный" (сборник стихотворений, предназначенный служить "книгой для чтения"), "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", "Книга кратких вопросов и ответов катехизических".

В "Венце веры кафолической" Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией.

В основу "Венца" положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженного Иеронима и Августина).

Несомненно, что в свое время "Венец" должен был привлекать читателей занимательностью и новизною.

Своим независимым положением при дворе Полоцкий воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений.

Хотя проповеди Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681 - 1683 гг., в двух сборниках: "Обед душевный" и "Вечеря душевная".

Стихотворные опыты Полоцкого лишены малейшей искры поэтического таланта и объясняются отчасти влиянием пройденной им школы, отчасти принятой им на себя ролью придворного стихотворца.

Кроме стихотворного переложения Псалтири (издано в 1680 г.), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник "Рифмологии"), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в "Вертоград Многоцветный".

Полоцкий написал также две комедии для зарождавшегося театра: "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных" и "Комедия притчи о Блудном сыне"; особенным успехом пользовалась последняя.

Значение Полоцкого должно быть измеряемо не количеством написанного им; гораздо важнее то влияние, которое оказала на московскую жизнь кипучая деятельность его. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилою киевской коллегии, Полоцкий служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь. Не успокаиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания.

Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников; но высокое положение Полоцкого делало его неуязвимым.

Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре.

После его смерти были изданы его труды: "Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему, Льву Философу" и "История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском".

Сборники его стихотворений остались неизданными; впоследствии напечатаны из них лишь отрывки.

Полоцкий создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев . Лучшее исследование о Полоцком - Л. Майкова "Симеон Полоцкий" (в "Древней и Новой России", 1875; в дополненном виде вошло в "Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетия", СПб., 1889). Ср. Татарский "Симеон Полоцкий" (его жизнь и деятельность, М., 1886); В. Попов "Симеон Полоцкий как проповедник" (М., 1886); о "Жезле" - статья Нильского в "Христианском Чтении" (1860, часть II). К. Храневич.

версия для печати

Биография Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский) - Великие люди России

Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Плетенецкий Елисей Плетенецкий Елисейбиография Павленков Флорентий Федорович Павленков Флорентий Федоровичбиография Смирнова-Марли Анна Юрьевна Смирнова-Марли Анна Юрьевнабиография Меншиков Александр Данилович Меншиков Александр Даниловичбиография Добрыня Никитич Добрыня Никитич