Хвощинская-Заиончковская Надежда Дмитриевна
Хвощинская-Заиончковская Надежда Дмитриевна - Хвощинская-Заиончковская (Надежда Дмитриевна, В. Крестовский - псевдоним) - известная русская писательница.
Родилась 20 мая 1825 г. в Рязанской губернии, в семье небогатого чиновника из дворян.
Отец Х. был обвинен в растрате казенных денег и лишился места и своего небольшого состояния, проданного для пополнения растраты.
Первые годы Х. прошли в очень тяжелой материальной обстановке, которая скрашивалась самоотверженной любовью матери.
Воспитание Х. получила дома; с 13 лет она брала уроки у семинариста, готовившего ее брата к поступлению в корпус.
Еще в детстве Х. перечитала все, что можно было найти в библиотеке отца, и вместе с сестрой (впоследствии тоже романисткой, писавшей под псевдонимом Весеньев) и братом составляла рукописный журнал, а позднее писала исторические романы.
С помощью матери она изучила французский язык; Гюго сделался властителем дум ее юности.
Живя в Москве, в доме дяди, Х. изучила итальянский язык и зачитывалась Шиллером.
Сильное влияние на нее имел Белинский . Первыми ее печатными опытами были стихотворения, которые она помещала в 1847 и 1848 годах в "Иллюстрации" и "Литературной Газете"; за ними последовали прозаические произведения, вскоре доставившие ей известность и независимое положение в семье. Живя в Рязани, где отец ее снова получил место, и лишь наезжая в Петербург, Х. работала в "Отечественных Записках", "Литературной Газете", "Пантеоне" и "Русском Вестнике".
Смерть отца сделала Х. и ее сестру Софью опорой семьи, в которой после смерти Софьи Х. осталась единственной работницей.
В Рязани Х. познакомилась с Салтыковым, который служил там вице-губернатором; позднее между ними установились дружеские отношения.
В половине 1860-х годов с Х. познакомился известный поэт Щербина , который влюбился в нее и делал ей предложение.
В 1865 г. умерла сестра Х., Софья (Весеньев); вскоре после того Х. вышла замуж за врача И.И. Заиончковского.
Заиончковский был значительно моложе ее; в Рязань он был выслан по политическому делу и сблизился с Х. у постели ее умиравшей сестры.
Семейная жизнь Х. не была счастливой.
Заиончковский оказался плохим семьянином; Х. очень снисходительно относилась к его увлечениям и сохранила к нему до конца дружеское чувство.
Большей частью Заиончковский жил, лечась, за границей, где и умер в 1872 г. от скоротечной чахотки.
Последние годы жизни Х. провела в Санкт-Петербурге.
Несмотря на свою известность и постоянную литературную работу, Х. в конце жизни нередко нуждалась; даже похоронить ее пришлось на средства литературного фонда. Она умерла в июне 1889 г. на даче в Старом Петергофе и похоронена там же. Х. принадлежит к числу самых плодовитых русских писательниц; она работала в области романа, повести, драмы, лирики, выступала в качестве критика и переводчицы.
Пользуясь библиографической работой г. Я. ("Русская Мысль" за 1890 г. ¦ 7), приводим перечень главных трудов Х. В 1850 г. она напечатала повести "Анна Михайловна" и "Сельский учитель" в "Отечественных Записках" и драматическую фантазию "Джулио" в "Пантеоне".
В 1852 г. - повести "Еще год" и "Искушение" в "Отечественных Записках"; "Утренний визит", провинциальная сцена, в "Пантеоне".
В 1853 г. - повести "Несколько летних дней" ("Отечественные Записки") и "Деревенский случай" ("Пантеон"), роман "Кто остался доволен" ("Отечественные Записки"), "Решительный час", сцена (там же). В 1854 г. - роман "Испытание" ("Отечественные Записки") и "В дороге", рассказ, в "Санкт-Петербургские Ведомости".
В 1855 г. - деревенская история "Фразы" в "Отечественных Записках".
В 1856 г. - романы "Последнее действие комедии" и "Свободное время", в "Отечественных Записках".
В 1857 г. - роман "Баритон" и "Из связки писем, брошенной в огонь" ("Отечественные Записки").
В 1858 г. - повесть "Старое горе" и рассказ "Братец" ("Отечественные Записки").
В 1859 г. - повесть "Недописанная тетрадь" ("Отечественные Записки").
В том же году появилось шеститомное издание "Романов и повестей" В. Крестовского . В 1860 г. Х. напечатала романы "Встреча" в "Отечественных Записках" и "В ожидании лучшего" в "Русском Вестнике".
В 1861 г. появилась повесть "Пансионерка" ("Отечественные Записки").
В 1862 г. - повесть "Стоячая вода" ("Русский Вестник") и рассказ "За стеной" ("Отечественные Записки").
В 1864 г. - повести "Домашнее дело" ("Отечественные Записки") и "Старый портрет - новый оригинал" ("Библиотека для Чтения").
К 1865 г. относится роман "Недавнее" ("Отечественные Записки").
В 1866 г. вышли 7-й и 8-й тома "Романов и повестей".
В 1868 г. появилась повесть "Два памятных дня" ("Отечественные Записки").
В 1869 г. - повесть "Первая борьба" ("Отечественные Записки").
В 1870 г. - роман "Большая Медведица" ("Вестник Европы").
В 1874 г. - отрывки "Счастливые люди" ("Отечественные Записки") и "Альбом" ("Вестник Европы").
В 1876 г. - рассказ "На вечере" ("Отечественные Записки").
В 1877 г. - "Из записной книжки" и "Между друзьями" ("Отечественные Записки").
В 1878 г. напечатана в "Отечественных Записках" первая часть неоконченного романа "Былое".
В 1879 г. - рассказ "Свиданье" в "Отечественных Записках".
В 1880 г. вышли в свет два первых тома "Повестей" и сборник "Очерки и рассказы", в 1881 г. - третий том "Повестей", в 1882 г. - вторая книга "Очерков и рассказов", в 1883 г. - четвертый том "Очерков и рассказов"; тогда же был напечатан рассказ "Здоровые" в "Отечественных Записках".
В 1885 г. напечатан в "Северном Вестнике" роман "Обязанности" и вышел в свет сборник "На память".
В 1887 г. - рассказ "Жить, как люди живут" ("Вестник Европы").
В 1889 г. появился в "Русских Ведомостях" отрывок "Вьюга".
Стихотворения Х. появлялись в журналах до 1858 г. "Критические очерки" Х. вела в "Отечественных Записках", под псевдонимом Поречникова, и позднее, под разными псевдонимами, в "Русских Ведомостях".
Первые критические отзывы Х. были, в общем, неблагоприятны; затем, после сочувственных статей Е. Тур ("Русская Речь", 1861, ¦ 12) и Боборыкина ("Библиотека для Чтения", 1863, ¦ 2), литературная деятельность Х. встретила резкое осуждение в статье Шелгунова : "Женское бездушие" ("Дело", 1870, ¦ 9). Автор этой статьи признавал общий тон произведений Х. реакционным, философию ее - проповедующей всем слабым "смирение и покорность".
Почти столь же суровым было отношение к произведениям Х. г. Скабичевского ; в статье "Волны русского прогресса" ("Отечественные Записки", 1872, ¦ 1) он объясняет возрастание успеха Х. в 70-х годах начавшейся в обществе реакцией, которая сделала возможным успех идеализации пошлости; так называет автор пристрастие Х. к "идеальным" героям и героиням.
Впоследствии и Шелгунов, и Скабичевский значительно изменили свое отношение к Х. В конце 70-х и начале 80-х годов сочувственное отношение критики к Х. окончательно установилось.
М. Протопопов в "Русском Богатстве" (1880, ¦ 3), признал талант Х. не стареющим, а крепнущим с годами.
Еще более симпатичным был отзыв г. Боборыкина ("Слово", 1879, ¦ 7), находившего, что и на Западе нет, за исключением Джорджа Элиота, такой современной писательницы, как Х.К. Арсеньев, в "Вестнике Европы" 1885 г., ставит имя Х. наряду с именами Жорж Занд, Кэррер Белль и Джорджа Элиота.
Столь же лестным был отзыв о Х. Н.К. Михайловского , в рецензии на роман "Обязанность".
Сочувственно отнеслась к Х. в конце ее литературной деятельности и критика противоположного литературного лагеря, как например, рецензент "Русского Вестника" (1880, ¦ 10). В итоге, отзывы критики сводились к признания за Х. оригинального, хотя и не особенно яркого таланта, стойкой преданности прогрессивному миросозерцанию и искреннего, теплого чувства, проникающего все ее произведения.
Наряду с этим почти все критики признавали некоторую узость наблюдений Х. и некоторую сочиненность ее идеальных лиц. "На г. Крестовском, - читаем мы в рецензии Н.К. Михайловского, - повторилась очень известная в нашей литературе история.
"Злые персонажи" его произведений - живые, хотя и скверные люди, а персонажи "добродетельные" чрезвычайно скучны, как манекены...
Его добродетельные герои добродетельны до сверхъестественного, добродетельны, как пропись, как букварь, и именно потому в них очень мало человеческого".
В одной из новейших работ о Х. г. Протопопов ("Женское творчество", "Русская Мысль", 1891) делает такую характеристику того момента в общественном развитии, выразителем которого явилась Х.: "Произошел переворот в понятиях, который должен был впоследствии привести к перевороту в нравах.
Общество стало понимать, что казнокрадство и патриотизм - вещи несовместимые; что низкопоклонство перед высшими и высокомерие перед низшими совершенно неправильно называть умением жить, что честность и бескорыстие - не то же, что ротозейство и глупость, что фамусовщина и чичиковщина совсем напрасно пользуются репутацией благонамеренности, что светильник ума надо держать на столе, а не под столом; что шапками нельзя сражаться и на одну "подоплеку" нельзя возлагать всех надежд.
Переход от ветхозаветной домостроевской морали к морали этого рода был огромным прогрессом, и выразителем этого фазиса развития была Заиончковская".
Талант Х. - живой и искренний, но далеко не первоклассный.
Образы ее не запечатлеваются в памяти; больше захватывает она задушевностью тона. Современным людям романы Х. говорят очень мало. Литература.
В. Семевский ("Русская Мысль", 1890, ¦ 10, 11, 12); Арсеньев "Критические этюды" (т. I); А. Григорьев "Сочинения" (I, 51); К. Аксаков ("Русская Беседа", 1857, ¦ 1); Шелгунов ("Дело", 1870, ¦ 9); Боборыкин ("Слово", 1879, Т 7); Протопопов ("Русская Мысль", 1891, 1893, ¦ 2); Скабический "Сочинения" (т. 1) и "История новой русской литературы"; Чуйко ("Наблюдатель", 1889, ¦ 1); Южаков ("Северный Вестник", 1887, ¦ 1); воспоминания о Х. ("Русская Старина", 1897 - 98). Н. Коробка.
Биография Хвощинская-Заиончковская Надежда Дмитриевна - Великие люди России
Хвощинская-Заиончковская Надежда Дмитриевна упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Николай II (Император Всероссийский) | Добрыня Никитич | Мефодий | Путин Владимир Владимирович | Алфераки Ахиллес Николаевич |