Выдающиеся люди России База данных выдающихся людей России обновлена. Теперь она насчитывает более 14700 биографий!
Также спешим сообщить Вам, что на нашем сайте "Великие люди России" добавлена форма для обратной связи, с помощью которой можно сообщить нам Вашу интересную информацию или же сообщить о найденной ошибке. Далее...
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось!
Наш сайт увидел свет.
Поздравляем Вас... и нас конечно!
Подробнее о проекте "Великие люди России" Вы можете прочитать в этом разделе. Далее...

Димитрий Туптало



Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец его, Савва Григорьевич Туптало, был казаком макаровской сотни киевского полка и служил сначала Польше, потом Москве; отличался большим благочестием, как и жена его, мать святителя.

11 лет Даниил (в монашестве Димитрий) поступил в киево-могилянскую коллегию, в которой ректором тогда был известный Иоанникий Голятовский . Состояние коллегии было незавидное: у нее было мало средств, мало порядка.

Преподавание было схоластическое.

Оно давало формальное знание латинского языка, приучало к составлению проповедей и стихов, но не снабжало фактическим знанием.

В 1665 г. коллегия была разрушена во время нашествия Дорошенко и возобновлена лишь в 1669 г. Даниилу пришлось поучиться в ней только три года (1662 - 1665). Поселясь в Кирилловском монастыре, в 3 верстах от Киева, он в 1668 г. принял монашество от игумена Мелетия Дзика. Мелетий Дзик был одним из наиболее образованных людей своего времени, и влияние его на Димитрия было благотворно.

Димитрий был близок с теми представителями малорусского духовенства, которые были в одно время и ревнителями православия, и защитниками самостоятельности малорусской церкви, ее независимости от московского патриарха - с киевским митрополитом Иосифом Тукальским , черниговским архиепископом Лазарем Барановичем , Мелетием Дзиком.

В 1675 г. Димитрий перешел в Густынский монастырь, близ города Прилук, а оттуда - в Чернигов.

К этому периоду жизни Димитрия относится первое дошедшее до нас его сочинение: "Руно орошенное", изданное в 1680 г. В 1677 г. Димитрий уехал в Литву, на поклонение иконе Новодворской Богородицы, и близко сошелся с белорусским епископом Феодосием Василевичем, который тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем.

В 1678 г. Димитрий проживал то в Вильне, то в Слуцке, и говорил проповеди, которые не сохранились.

После смерти Василевича Димитрий, в 1679 г., выехал из Слуцка в Чернигов.

Ко времени пребывания Димитрия в Литве относят (И.А. Шляпкин ) ознакомление Димитрия с латино-польской пропагандой и возникновение в нем симпатий к Московскому государству.

Димитрий поселился на время в Батурине, при дворе гетмана Самойловича , и в 1682 г. получил в управление Батуринский монастырь, но уже в следующем году оставил игуменство в этом монастыре, переехал в Киев и поселился в лавре. В это время он приступил к составлению Четьи-Миней (жития святых).

Он принялся за работу 6 мая 1684 г. и настойчиво вел ее около 20 лет. В лавре Димитрий был официальным проповедником.

Митрополит киевский Варлаам Ясинский называет Димитрия, в 1689 г., искусным и благоразумным проповедником слова Божия. Первая проповедь Димитрия, дошедшая до нас, сказана в 1685 г. В 1686 г. Димитрий вторично принял игуменство в Батуринском монастыре.

В 1690 г. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство с первыми книгами Четьи-Миней.

В 1692 г. Димитрий оставил батуринское игуменство, "для спокойнейшего писания житий святых", и поселился в типографии Киево-Печерской лавры. В конце 90-х годов Димитрий был на короткое время игуменом в Глуховском монастыре, потом в Кирилловском, потом в Елецком; произносил, при случае, проповеди; печатал понемногу Минеи. В 1701 г. Димитрий был назначен митрополитом сибирским; но на пути в Сибирь, в Москве, расстроилось и без того слабое его здоровье, и, по его просьбе, Петр позволил Димитрию остаться в Москве.

В 1702 г. Димитрий назначен был митрополитом ростовским.

В том же году он прибыл в Ростов и ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством.

Паства была темная, бедная, погрязшая в суевериях.

Димитрий учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки. Наряду со школьным обучением Димитрий заботился о развитии проповедничества, собирал и читал книги по истории церкви и о расколе.

Среди дел благочестия, в трудах научно-литературных, святой Димитрий скончался 23 октября 1709 г. в Ростове.

Открытие мощей его последовало в 1752 г., а в 1757 г. Димитрий причислен к лику святых.

Сочинения святого Димитрия разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические.

К нравоучительным относятся многочисленные проповеди.

Проповеди, сказанные в Малороссии, бедны фактическим содержанием, искусственны и риторичны; проповеди, сказанные в России, отличаются применительностью к понятиям народа и большей простотой.

Главная цель святого Димитрия в проповедях - сделать людей лучше и добрее; он - защитник всех слабых и угнетенных.

Многие проповеди последних годов жизни Димитрия направлены против раскола.

В проповедях, вызванных реформами Петра Великого, Димитрий различает в Петре человека и царя; он обличает некоторые слабости Петра как человека, например, вспыльчивость, и хвалит его достоинства как правителя, например, заботу о просвещении народа.

Полемические сочинения направлены против раскола.

Главное из них, написанное в 1709 г., до сих пор не потеряло своего значения.

Содержание его видно уже из заглавия: "Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны".

Вера названа брынской по Брынским лесам Калужской губернии, где жило много раскольников и откуда учение их проникало в Ярославль и Ростов.

К историческим трудам Димитрия принадлежит летопись от начала миробытия до Рождества Христова, состоящая из нравственных размышлений, Диариум, каталог киевских митрополитов; но главный труд его - Четьи-Минеи, сделавшиеся любимой книгой благочестивых людей (имели в XVIII веке около 10 изданий.

Последнее издание - Москва, 1855). Святому Димитрию принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма "Рождественская".

Она построена по образцу юго-западных мистерий.

Собрание сочинений Димитрия вышло в Москве в 1786 г. Позднейшие издания - Москва, 1838 - 42 и 1849. Главные сочинения о святом Димитрии Ростовском: неизвестного автора, 1849, статья Костомарова в "Русской истории в жизнеописаниях" и обширная диссертация И.А. Шляпкина (1891).

Н. Сумцов.

версия для печати

Биография Димитрий Туптало - Великие люди России

Димитрий Туптало упоминается в следующих биографиях:

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:

Смотрите также:

биография Добрыня Никитич Добрыня Никитичбиография Рубцов Николай Михайлович Рубцов Николай Михайловичбиография Ахатов Габдулхай Хурамович Ахатов Габдулхай Хурамовичбиография Громов Михаил Михайлович Громов Михаил Михайловичбиография Фонвизин Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович