Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов)
Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) - Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов (1800 - 1857) - знаменитый русский богослов и церковный оратор.
Воспитывался в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии.
С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове; умер архиепископом херсонским и таврическим.
Он ввел новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам.
В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия.
Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащихся.
В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического.
Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе.
Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов.
Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием.
Церковно-исторические сочинения его: "Жизнь апостола Павла", "Жизнь св. Киприана", "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", положили начало его ученой известности, но из них последнее было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано.
В Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы.
Из ряда других ученых его предприятий вполне было лишь осуществлено одно: "Памятник веры" - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия, "Памятник" не выпущен в свет. Другие его работы (помимо переводов): "История христианской церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в "Журнале Министерства Народного Просвещения", но в целом виде сочинение не появилось); "Вертоград духовный" - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); "Церковный архив" - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа).
Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (например, "Собрание церковных правил", "Деяния вселенских и поместных соборов").
Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал.
В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей.
Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник.
Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей.
Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходным образцом ортодоксального красноречия.
Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский.
Проповеднический талант Иннокентия развился, главным образом, на изучении Златоуста , Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада.
Стоя во главе епархий, он возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства.
По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия.
Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в крымскую кампанию; часто находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял солдат.
Настоящей биографии Иннокентия еще не написано.
Сочинения его изданы несколько раз, в Санкт-Петербурге, в 1871 - 74 и 1908 гг. - См. М.П. Погодин "Венок на могилу Иннокентию" (1864); "Материалы для биографии Иннокентия" (собр. проф. Н.И. Барсовым , 1884 и 1887); Н.И. Барсов в "Русском Биографическом Словаре"; священник Буткевич "Иннокентий, архиепископ херсонский" (СПб., 1887). Главный материал для биографии Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находящиеся в рукописях Императорской публичной библиотеки.
Биография Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) - Великие люди России
Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском
А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России:
- Ломоносов Михаил Васильевич
- Грановский Тимофей Николаевич
- Пушкин Александр Сергеевич
- Путин Владимир Владимирович
- Родзаевский Дементий Александрович
- Петр I Алексеевич Великий
- Рюрик (имя русских князей)
- Богатыри
- Кирилл и Мефодий
- Хмельницкий Богдан
Смотрите также:
Юнкер Вильгельм (Василий Васильевич) | Мефодий | Рюрик (имя русских князей) | Аарон | Горчаков Александр Михайлович |